Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Девелоперы выторговали места
IKEA, «Ташир» и «Адамант» построили больше всего торгцентров в России
Крупнейшими владельцами торговых центров в России в 2011 году, по данным рейтинга InfoLine, стали IKEA, группа «Ташир» и холдинг «Адамант». Совокупно им принадлежит почти 4 млн кв. м торговой недвижимости. До кризиса многие девелоперы заявляли о планах строительства сетевых торгцентров, но большинство из этих проектов так и остались на бумаге.
По данным рейтинга InfoLine Developer Russia Top-100, крупнейшими владельцами торговой недвижимости в России сейчас являются IKEA (общая площадь торгцентров в собственности — 2,112 млн кв. м), «Ташир» (1,19 млн кв. м), «Адамант» (799,8 тыс. кв. м), Crocus Group (712 тыс. кв. м) и ГК ТЭН (559 тыс. кв. м). Если же оценивать игроков рынка по торговой площади (GLA), то тройка лидеров остается неизменной, а четвертое и пятое места занимают группа «Регионы» (GLA — 341,5 тыс. кв. м) и ENKA (287,9 тыс. кв. м). ГК «Регионы» в 2011 году совершила рывок с 21-го места по этому показателю на 4-е вследствие приобретения недвижимости обанкротившейся сети «Алпи» (около 340 тыс. кв. м, на их базе создана сеть «Сибирский городок»). Гендиректор компании «InfoLine-Аналитика» Михаил Бурмистров не ожидает существенного изменения позиций лидеров рынка: «Отставание группы “Ташир” от IKEA может сократиться в связи с приостановкой развития сети “Мега”. Но даже ввод в эксплуатацию всех строящихся и проектируемых “Таширом” объектов (около 730 тыс. кв. м) не позволит группе выйти на первое место в рейтинге».
По оценкам InfoLine, GLA всех торговых центров России на конец 2011 года составила 25 млн кв. м. В 2011 году прирост предложения составит 990 тыс. кв. м. (в 2010 году — 1,27 млн кв. м). Десять крупнейших девелоперов владеют примерно 20% торговых площадей России (4,6 млн кв. м), а 100 — 45% (11,2 млн кв. м).
До начала финансового кризиса российские девелоперы обещали застроить своими торгцентрами всю страну. Самые амбициозные планы были у «Ташира» (инвестпрограмма — $1,5 млрд), «Интерио Групп» ($2 млрд), «Росевродевелопмента», ADG Group и группы БИН (по $1 млрд каждая). Более скромно свои силы оценивали London & Regional Properties ($300 млн), «Доминион М» ($200 млн) и ФК «Открытие» ($100 млн). Также строительством торгцентров в 15–20 регионах планировала заняться компания «Снегири Девелопмент» (инвестиции не разглашались). Кризис помешал сбыться этим планам. Осталась верна заявлениям только развивавшаяся на собственные средства группа «Ташир», которая все последние годы строила торгцентры и скупала активы у конкурентов. Другие девелоперы вынуждены были заморозить стройки, а некоторые («РТМ-Девелопмент», «Макромир», Leon Building) и вовсе разорились. Массовая остановка строек в 2008–2009 годах начинает сказываться на рынке лишь сейчас: по прогнозам Jones Lang LaSalle, в 2011–2013 годах в городах-миллионниках будет построено 840 тыс. кв. м торговой недвижимости, что в два раза меньше показателя 2009–2010 годов (около 1,5 млн кв. м), когда на рынок выходили начатые до кризиса проекты.
Пережившие кризис застройщики возвращаются к возведению торгцентров, но запускаемые сейчас стройки будут завершены не ранее 2013–2014 годов, говорит региональный директор по торговой недвижимости Colliers International Татьяна Ключинская. По словам руководителя направления консалтинга Jones Lang LaSalle Полины Жилкиной, вследствие этого, а также увеличения спроса со стороны ритейлеров ставки аренды, которые в регионах в кризис упали практически вдвое, начали расти. По данным Colliers International, в целом по России ставки уже вышли на докризисный уровень: в Москве операторы галереи платят от $300 до $3 тыс. за 1 кв. м в год, а в Санкт-Петербурге — от $300 до $1,8 тыс. за 1 кв. м в год.
Антон Белых, “Ъ”
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?