Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Девелоперы фиксируют убытки
Рубль уценил стройки
Израильская Mirland Development, работающая в РФ, предупредила о снижении из-за девальвации рубля стоимости своего портфеля на $331 млн. До этого AFI Development – еще один израильский застройщик, чей бизнес сконцентрирован в России,– тоже заявила о возможном убытке в $210 млн из-за переоценки стоимости активов.
По итогам четвертого квартала 2014 года Cushman & Wakefield оценил стоимость портфеля девелоперских проектов Mirland Development в $590 млн против прежнего прогноза в $921 млн, уведомила своих акционеров компания. Летом 2014 года консультанты оценивали стоимость портфеля девелопера в $1 млрд. На снижение стоимости активов повлияла экономическая ситуация – падение цен на нефть, девальвация рубля и снижение ведущими агентствами суверенного рейтинга России, объясняет Mirland Development. Компания израильского бизнесмена Элиэзера Фишмана работает в России с 2004 года. На сайте компании указывается, что сейчас в ее портфеле 14 проектов общей площадью 1,3 млн кв. м (среди них ЖК «Триумф парк» в Санкт-Петербурге, торговые центры «Триумф молл» в Саратове и «Вернисаж» в Ярославле, «Mirland бизнес-центр» в Москве).
В декабре 2014 года Mirland сообщила, что приостановила выплату по облигациям и до сих пор ведет переговоры о реструктуризации бумаг. Кроме того, у господина Фишмана есть личное поручительство на 150 млн руб. по займу, выданному МДМ-банком принадлежащей бизнесмену сети магазинов «Хоум Центр»: теперь кредитор требует поручителя исполнить обязательства.
С августа 2014 года доллар подорожал к рублю на 66%, до 62 руб. В итоге все участники рынка коммерческой недвижимости – и собственники, и арендаторы – оказались в зоне финансового риска. В конце 2014 года Mirland предупреждала: основная часть ее выручки приходится на платежи, которые поступают от сдачи в аренду офисов, их размер привязан к курсу доллара. Залоговые обязательства перед банками тоже долларовые, а доходы арендаторов – в рублях, что может повлиять на объем выручки девелопера.
Mirland не единственный девелопер, зафиксировавший снижение стоимости активов. В конце прошлой недели о возможном убытке в $210 млн из-за переоценки портфеля сообщила работающая в РФ компания AFI Development израильского бизнесмена Льва Леваева (оценку также проводила Cushman & Wakefield). С учетом курсовых потерь убыток компании может достигнуть $300 млн, что уменьшит ее капитал на $390 млн, предупреждала AFI. Причины те же – экономический фон в РФ. «Вследствие вышеозначенных причин первоначальная стоимость портфеля может снизиться до $2 млрд»,– сообщала AFI. Вчера капитализация AFI на LSE составляла $315 млн, а Mirland – $100 млн, полгода назад – $700 млн и $370 млн соответственно.
Кроме рисков с арендной выручкой, девелоперам коммерческой недвижимости придется адаптироваться к новым срокам окупаемости объектов. Период возврата инвестиций может вырасти на 10–20%, прогнозирует аналитик Sberbank-CIB Юлия Гордеева. У застройщиков жилья тоже может падать выручка из-за снижения спроса. «Но они работают на рублевом рынке – затраты и доходы в одинаковой валюте. Кроме того, этот сегмент восстанавливается быстрее»,– добавляет Юлия Гордеева. Опрошенные “Ъ” строители жилья в РФ, чьи акции торгуются на бирже, сейчас также пересматривают стоимость своих портфелей, но не называют цифр. Представитель ЛСР сообщил, что стоимость портфеля по сравнению с 2014 годом увеличится из-за появления двух крупных проектов – застройки части территории ЗИЛа и площадки в Солнцево суммарно на 2,5 млн кв. м. По состоянию на конец 2013 года портфель ЛСР оценивался в 117 млрд руб. (около $3,6 млрд по курсу на отчетную дату). Портфель ПИК в тот же период оценивался в $2,9 млрд, Etalon – в $2,7 млрд.
Екатерина Геращенко, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?