Декоративное изображение
2 025

Поделиться

Девелоперов закатывают в асфальт

Их заставят финансировать строительство дорог

Чиновники предлагают обязать девелоперов строить за свой счет подъездные дороги, а также полосы разгона и торможения к торговым центрам. Соответствующие поправки к закону «Об автомобильных дорогах» были подготовлены Минтрансом и Минэкономразвития. Крупные застройщики, такие как Crocus Croup, «Ташир», обычно и так самостоятельно строят дороги, но не региональные компании. Для них увеличение стоимости проекта, в некоторых случаях почти на 30%, может оказаться неподъемным.

В пятницу Минэкономразвития на своем сайте опубликовало проект поправок к федеральному закону №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах» (подготовлен Минтрансом) для публичных консультаций. Этот законопроект вводит новый термин «объект массового тяготения», к которому в первую очередь будут относиться торговые и развлекательные центры. Согласно законопроекту, девелоперы торгцентров должны будут заплатить за присоединение объекта к дорожной сети (методика расчета этой платы в документе не прописана), также на них будут возложены затраты на строительство, содержание и обслуживание подъездных дорог к объекту и полос разгона и торможения. Технические параметры этих дорог и полос в законопроекте не прописаны.

Сейчас подобные требования существуют для объектов придорожного сервиса, к примеру автозаправочных станций, но для торговых и развлекательных центров отсутствуют, отмечается в пояснительной записке.

«Строительство дорог к торговым центрам осуществляется исключительно на тех условиях, на которых девелоперу удалось договориться с местной администрацией. Общих правил не существует»,– говорит один из застройщиков. По его словам, поэтому девелоперы либо строят полосы разгона и торможения по собственной воле, либо не строят их вовсе, ограничиваясь лишь подъездными дорогами, что ведет к образованию пробок около крупных торгцентров. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что по результатам проверки, проведенной в Москве и Московской области в 2011 году, было выявлено 35 несанкционированных съездов к объектам массового тяготения, а также обнаружено 47 таких объектов, где отсутствовали полосы разгона и торможения или их параметры не соответствовали выданному техническому заданию. Так, еще в конце 2010 года мэр Москвы Сергей Собянин назвал происходящее на МКАД «беспределом», возмутившись тем, что «магистральная дорога превратилась в проселочную, на которой через каждый километр натыканы точки примыкания, соединенные со всякими ларьками без полос торможения».

Крупные московские девелоперы торгцентров настаивают, что они до этого законопроекта все затраты на строительство подъездных дорог к своим объектам брали на себя. «Это существенно увеличивает себестоимость проекта, но необходимо для его нормального функционирования»,– говорит PR-директор группы «Ташир» (торгцентры «Рио») Ирина Каграманова. С ней соглашаются в пресс-службе Crocus Group: в 2011 году компания Араса Агаларова построила полосы разгона и торможения около своего Crocus City и планирует возвести их возле ТРЦ Vegas.

По мнению директора департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексея Могилы, в среднем для обеспечения подъездными путями и полосами разгона и торможения крупного суперрегионального торгцентра (площадь более 100 тыс. кв. м) требуется проложить 4–5 км новых дорог. Директор института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин говорит, что себестоимость строительства одного километра однополосной дороги может составлять от $300 тыс. на загородных трассах до $10 млн в городских условиях. Таким образом, дополнительные затраты девелопера торгцентра на организацию подъездов к своему объекту могут достигать $50 млн. В среднем, по оценкам Алексея Могилы, себестоимость строительства самого торгцентра площадью 100 тыс. кв. м составляет около $150 млн. «Для известных девелоперов, строящих не первый проект, затраты на дороги привычны и часто уже вписаны в бюджет. Для небольших, особенно региональных компаний такие суммы могут быть просто неподъемными»,– уверен Алексей Могила.

Антон Белых, «КомментантЪ»

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами