Декоративное изображение
2 461

Поделиться

Девелоперам сулят тучные годы

Завершившаяся вчера международная выставка недвижимости Real Vienna 2011 прошла под знаком России. Итогом двухдневного форума стало несколько громких заявлений иностранных инвесторов относительно планов на российском рынке недвижимости, который, по их мнению, вступает в «золотой век девелопмента». Вслед за индийской группой Sun, решившей финансировать строительство жилья и торговли, о возможной диверсификации инвестиций объявила австрийская Immofinanz AG.

«Негативные прогнозы относительно будущего рынка недвижимости Москвы не оправдались, – заявил вчера член совета директоров Immofinanz AG Манфред Вилтшниг. – Наша стратегия остается неизменной – работать исключительно в Москве». Специализирующаяся на девелопменте и управлении коммерческой недвижимостью компания в настоящее время строит на Каширском шоссеновый крупный торговый комплекс GoodZone, площадь которого составит 65 тыс. кв. м. По словам г-на Вилтшнига, завершить этот проект Immofinanz рассчитывает весной 2012 года.

В то же время Immofinanz изучает возможность диверсификации своих инвестиций в российский рынок недвижимости. Диверсификация в другие виды недвижимости важна, отмечает Манфред Вилтшниг. По его словам, компания подыскивала для себя офисные активы. Сегодня одним из направлений этого процесса могут стать инвестиции в жилье. «В Москве есть потребность в качественном жилье, этот сектор очень привлекателен, – говорит г-н Вилтшниг. – Мы начали его изучать и даже вели соответствующие переговоры».

Москва и Санкт-Петербург привлекательны для строительства жилья, отмечает глава направления финансирования недвижимости Raiffeisen Zentralbank Еsterreich AG Вольфганг Миттербергер. По его словам, в российской столице сохраняется дефицит квадратных метров в расчете на человека. Так, в Вене этот показатель равен 35–39 кв. м жилья, в Китае – 27 кв. м, а в Москве – 21 кв. м. Нехватка жилья в столице обусловила новый виток роста цен. «После падения цен на жилье в кризисном 2008 году через год они выросли и уже вернулись на прежние позиции», – отмечает г-н Миттербергер. По его мнению, Москве есть куда расти, поэтому пропустить возможность инвестиций в столичное жилье было бы ошибкой.

В то же время операции на рынке жилья, инвестиции в жилищное строительство пока не входят в круг интересов иностранных инвесторов, сетует гендиректор ООО «Ханса СПб Девелопмент» Олег Барков. По его мнению, это ошибочный подход, так как развитие рынка жилья будет локомотивом всего рынка недвижимости и даже экономики России. Эту тенденцию, видимо, уловили такие консервативные иностранные инвесторы, как индийская Sun Group и турецкая Enka. Как уже писала РБК daily, обе компании намерены заняться девелопментом жилья в московском регионе. Таким образом они расширяют круг своих инвестиционных инструментов в России, который раньше ограничивался у Enka коммерческой недвижимостью, у а Sun Group – энергетическим, горнодобывающим и пивоваренным секторами.

Для работы в «жилом секторе» иностранцам нужны местные партнеры, замечает Манфред Вилтшниг. Для успешного развития бизнеса эти партнеры должны сотрудничать с правительственными программами, считает советник президента Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС) Ольга Матюшина. Выбор правильного партнера остается ключевым вопросом для иностранного инвестора как в Москве, так и в регионах, соглашается Олег Барков.

Однако, по его мнению, западному капиталу не стоит ограничивать свои вложения исключительно столичным рынком недвижимости. «В ближайшем будущем в российских регионах начнется бурный рост всех индикаторов коммерческой недвижимости, тогда как в Москве этот процесс дал о себе знать еще полтора года назад», – объясняет Олег Барков. По его мнению, в Санкт-Петербурге и других городах России еще есть возможность купить дешевый входной билет на местный рынок недвижимости – «пока не начался бурный рост цен на землю, стоимости строительства».

Чтобы привлечь иностранные инвестиции в застройку российских регионов, местные власти готовы софинансировать строительство социальной инфраструктуры, чего нет в Москве, отмечает Ольга Матюшина. По ее словам, российские власти ценят иностранных партнеров и прощают им многие ошибки, какие не сошли бы с рук отечественным девелоперам. Уже сегодня работать в российских регионах, заниматься комплексным развитием территорий заинтересованы инвесторы и застройщики жилья из Испании и Италии, утверждают в НАМИКС.

Зарубежные инвесторы сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, потому что им довольно трудно спрогнозировать развитие российской экономики, объясняет осторожность иностранцев Вольфганг Миттербергер. «Провинция отстает от столиц – это факт, – говорит топ-менеджер Raiffeisen Zentralbank. – Столицы дают большие шансы и возможности международному капиталу для девелопмента». По мнению Вольфганга Миттербергера, через два-три года в России, и в частности в Москве, начнется «золотой век девелопмента». Опять будет дефицит земельных участков, особенно для офисного строительства, сокращение доли вакантных площадей в бизнес-центрах, складах и гостиницах. А пока российский рынок недвижимости находится «на этапе отдыха», считает г-н Миттербергер.

Сейчас принципиально новый этап развития рынка недвижимости России, соглашается Олег Барков. «Если до 2008 года мы пребывали в эпохе романтизма, когда безудержный рост цен оправдывал все издержки и ошибки девелоперов, то кризис всех отрезвил, – говорит эксперт. – Ключевым фактором теперь будет высокое качество девелопмента». По мнению г-на Баркова, через год произойдет перелом и начнется рост рынка, поэтому иностранным инвесторам надо успеть вскочить в этот поезд.

Пока же интерес к российскому стенду на выставке Real Vienna 2011 проявляли в основном наши соотечественники и посетители из стран СНГ, отмечает Надежда Белобрагина – директор по развитию M.O.S.Media Group (оператор выставки). По ее словам, это обычная практика участия России во всех международных выставках, которые являются площадкой для деловой тусовки соотечественников. www.rbcdaily.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами