Декоративное изображение
3 652

Поделиться

Дешевый рубль поднимает цены на машины и алкоголь

Не выпить и за руль не сесть

Девальвация рубля ударила по потребительскому рынку. Первыми отреагировали автодилеры, которые ждут повышения цен на автомобили в среднем на 10%. Не помогает сдержать их и то, что большинство массовых моделей собирают в России: здесь локализовано производство дешевых комплектующих, а дорогие узлы по-прежнему импортные. Существенного роста цен ждут также на рынках бытовой техники и алкоголя.

О том, что из-за ослабления рубля дилеры в ближайшие месяцы ждут «серьезного повышения цен на новые автомобили, в первую очередь иномарки», “Ъ” рассказали несколько источников на авторынке. С 9 января курс доллара ЦБ вырос на 4,43% до 34,62 руб., евро – на 5,12% до 47,37 руб.. Собеседники “Ъ” уточняют: «будет поступательная индексация на 1–2%, которая в целом может достигнуть 10%». Ряд дилеров уже начали сокращать предзаказ на новые машины, чтобы как можно дольше продавать текущие стоки по более низким ценам.

В автоконцернах проблему признают. Например, в GM говорят, что «ежедневно отслеживают курс рубля». «Пока мы не повышаем цены, но, если падение окажется долгосрочным, это неизбежно придется делать»,– говорят в компании. В Renault отмечают, что «пока решения о росте цен нет». В Ford Sollers сообщили “Ъ”, что с 1 февраля поднимут цены в пределах 1–2% на легковые автомобили, а решения о дальнейшей ценовой политике будут принимать исходя из колебаний курса рубля.

Дилеры утверждают, что автоконцерны уже уведомили их о грядущем повышении цен. В «Авилоне» (продает Mercedes, Hyundai, Ford и др.) сообщили “Ъ”, что получили от производителей новые прайс-листы по всем имеющимся брендам. «Рост в ожидаемых границах 1–3%, ощутимо подросли цены на новые модели»,– говорит директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover «Авилона» Андрей Горшков. Он считает, это не окончательный в этом году ценник. При этом специальных акций и распродаж будет меньше: дилеры сокращают объемы заказов. В «Авилоне» отмечают, что текущий объем запасов предусмотрен на 1,5–2 месяца и автомобили, оставшиеся с 2013 года, продаются гораздо лучше из-за разницы в цене. «Это связано с девальвационным эффектом от роста курса основных валют, а также с подорожанием сырья, электроэнергии и бензина»,– поясняет директор дилерских центров «Звезда Столицы» Mercedes-Benz ГК «Рольф» Ольга Петрова. «В 2014 году средняя стоимость автомобилей может вырасти до 10%»,– полагают в «Рольфе». По оценкам агентства «Автостат», по итогам 2013 года средняя цена на автомобиль (с учетом отечественных брендов) в России выросла на 2,9% до $28,1 тыс., в 2012 году – на 3,1%. Эти показатели были ниже уровней инфляции (6,5% в 2013 году).

Президент ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов отмечает, что в связи с ослаблением рубля наблюдается временный всплеск спроса: потенциальные покупатели, которые раздумывали о покупке, опасаясь роста цен, все же решились на нее. Но, по его оценкам, «это временная тенденция, с ростом цен спрос обязательно упадет, что лишь усугубит общую стагнацию российского авторынка». В прошлом году продажи легковых автомобилей и LCV упали на 5,5%, в этом году PwC ожидает падения рынка в среднем на 3%. Подорожание цен на автомобили неизбежно из-за инфляции и колебаний валютных курсов, признает старший менеджер PwC в России Сергей Литвиненко.

Источники “Ъ” на авторынке объясняют «неизбежный рост» цен даже на иномарки отечественной сборки подорожанием комплектующих. В рамках режима промсборки автоконцерны должны к 2016–2017 годам достичь уровня локализации в 55–60% взамен на пошлины в размере 0–5% на импорт комплектующих. Но, говорят источники “Ъ”, сейчас локализованы лишь дешевые комплектующие, например пластики или колеса. По данным «Автостата» на 2013 год, производство Toyota в России было локализовано на 15%, GM – на 20%, Nissan – на 31,7%, Volkswagen – на 50%. По ряду моделей уровень выше, например, для Renault Logan и Sandero – 75%. «Об импорте и говорить не приходится, утилизационный сбор почти полностью компенсирует снижение пошлин»,– отмечает один из источников. В результате цены на иномарки массового сегмента в России (в том числе отечественной сборки) и так выше, чем в ЕС и США, хотя ряд более дорогих машин (в том числе премиум-класса) в России дешевле, чем в Европе. «Наиболее дешевый рынок сегодня в США, где разница с Россией – 10–30%»,– отмечает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала».

Аналогичного подорожания из-за роста курсов доллара и евро ожидают и на рынке бытовой техники и электроники. Представитель «М.Видео» Антон Пантелеев говорит, что пока компания имеет товарные запасы, которые закуплены по прежним ценам. Но в перспективе цены могут вырасти пропорционально курсам валют, признает он; наиболее чувствительна к таким колебаниям цифровая техника. «Это может произойти через один-два месяца, если курс не скорректируется вниз»,– резюмирует господин Пантелеев. Глава PR-отдела Media Markt Анна Трофимова добавляет, что курсовые риски, как правило, закладываются импортерами на квартал или более длительный срок вплоть до года. «Все зависит от степени изменения курса евро и доллара: если рост составит 9–10% и более от среднегодового за 2013 год, то отпускные цены будут повышены»,– говорит она, добавляя, что к повышению цен для конечных потребителей на рынке прибегают лишь в крайнем случае.

Гендиректор Simple (поставки элитного алкоголя) Максим Каширин слышал о том, что многие импортеры алкоголя еще в конце 2013 года поднимали цены в среднем на 10–20%. «Мы еще цены не повышали, но планируем сделать это в феврале-марте не менее чем на 10%»,– поясняет он. Коммерческий директор дистрибутора «Бастион-Нева» (импорт коньяков и вин) Константин Егиазарян говорит, что компания уведомила контрагентов, что с 1 февраля повысит цены на импорт. На крепкий алкоголь, по его словам, рост цен составит 15–20%. «На две трети это связано с ростом акциза, и только на 1/3 – с ростом курсов валют»,– уточняет топ-менеджер. На импортное вино «Бастион-Нева» поднимет цены на 5–20%.

Егор Попов, Юлия Галлямова, Роман Кондратьев, Павел Белавин, Роман Рожков, Олег Трутнев, ИД «Коммерсантъ»

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами