Декоративное изображение
5 310

Поделиться

Дешевый персонал вытесняет дорогой

Некоторое оживление на рынке подбора кадров, которое сейчас наблюдается, специалисты объясняют тем, что продолжается процесс замещения более дорогостоящих работников менее дорогостоящими. Масштабы этого процесса различны в разных сферах экономики.

В банковском секторе, который одним из первых пострадал осенью прошлого года, по данным агентства «Контакт», подбор персонала ведется по замещающим позициям в 62 случаях из 100. При этом в 13% опрошенных компаний подбор персонала до сих пор полностью заморожен. В остальных случаях подбор персонала ведется, но менее активно, чем до кризиса.

Представители компаний розничного сектора отмечают, что найти подходящих сотрудников стало намного проще — «с одной стороны, кандидаты стали сговорчивее, быстрее соглашаются на предлагаемые условия труда, с другой стороны, это связано с оттоком линейного персонала из других отраслей, которые кризис затронул более существенно», говорится в исследовании «Контакта».

25% компаний из сферы розничной торговли сократили своим сотрудникам фиксированную часть зарплаты; есть случаи, когда фиксированная часть была совсем упразднена, а остались лишь проценты от продаж. 33% работодателей отрасли увеличили бонусную часть своим сотрудникам, а еще четверть опрошенных компаний оставила материальную мотивацию продавцов без изменений.

В последнее время также набирает силу тенденция увольнять людей, чтобы на их место взять новых с большей квалификацией и меньшей зарплатой — благо рынок переполнен, отмечает заместитель генерального директора «Велес Персонал» Марина Миронова. «Очень часто вновь набранные сотрудники получают меньшую зарплату, чем если бы они устроились на эту должность год назад», — соглашается представитель агентства «Контакт» Елена Бершачевская. В среднем, вновь пришедшим сотрудникам предлагают на 10-15% меньше.

«Стремление заменить сотрудников встречаются у работодателей в любых отраслях, это скорее характеристика стиля менеджмента, нежели отраслевая специфика», — отмечает Марина Миронова. Однако если в компании прошли официальные сокращения, то любой прием новых специалистов может быть основанием для того, чтобы опротестовать проведенную процедуру сокращения и восстановить сокращенных сотрудников с выплатой компенсации за период вынужденного простоя, говорит BFM.ru эксперт: «В результате это выльется в существенную для работодателя сумму».

Однако, поскольку значительная часть массовых сокращений в России осенью и зимой 2008-2009 годов проходили под видом добровольного соглашения сторон о расторжении трудовых отношений, поиски новых, более дешевых сотрудников чаще всего не противоречат российскому трудовому законодательству.

Таким образом, компании ориентированы на набор квалифицированных специалистов, однако платить им они готовы меньше, чем прежде. «Например, компания нанимает бухгалтера на участок. В прошлом году он мог рассчитывать на зарплату в полторы—две тысячи долларов. Он и сейчас может получать эту зарплату. Однако за те же деньги сотрудник будет фактически выполнять обязанности заместителя главбуха по сфере компетенций. Компании ищут более универсальных сотрудников за те же деньги», — говорит директор по продажам кадрового агентства Kelly Services Наталья Курантова.

Однако такие рокировки могут быть не очень выгодны экономически для самих работодателей, отмечает Марина Миронова: «На расставание с сотрудниками работодатель затрачивает определенные средства: это и компенсации при увольнении, и единовременная оплата отпускных. Плюс затраты на поиск человека — даже если это затраты времени сотрудников компании. Найдя человека с окладом на 20-30% меньше, чем нынешний специалист (именно на столько сейчас опустился рынок труда), вы потратите от одного до четырех месяцев (до полугода для руководящих сотрудников) на его адаптацию. Производительность труда нового человека, скорее всего, будет отставать от производительности старого сотрудника, который знает, как говорят, все ходы и выходы».

Эксперт предупреждает и о другой опасности на этом пути: «У коллектива может возникнуть демотивация из-за обострения ощущения нестабильности. Обычно это сопровождается повышением затрат времени на поиск новой работы в интернете под девизом «никто не может гарантировать, что я не стану следующим».

Как бы то ни было, сейчас на рынке труда оживление. «Почти во всех отраслях сегодня наблюдается подъем по сравнению с ноябрем 2008-го—январем 2009-го. С каждым месяцем растет количество открытых вакансий. Причем все больше поступает активных запросов от новых клиентов, когда они сами на нас выходят и звонят с целью заказа услуг», — говорит в интервью Елена Бершачевская из агентства «Контакт».  

Подтверждают это и официальные данные. Как сообщила министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова на встрече с президентом России Дмитрием Медведевым, в России к июлю по сравнению с маем показатель регистрируемой безработицы сократился на 0,2% и составил 2,8%; общая безработица оценивается в 8,5%. «Снизилась также напряженность на рынке труда, — доложила министр. — Если сравнивать июль с июнем, то на одну вакансию в июне претендовали 2,4 человека, а в июле — 2,1».

BFM.ru

Интервью

Декоративное изображение

Виктория Шереметьева, «Яндекс Лавка»: «Готовая еда растет на 60–65% и проникла в каждый третий заказ»

Подробно об инфраструктуре и развитии сервиса, СТМ, франшизе и новых преоктах.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами