Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Дешевые морепродукты могут навсегда "уплыть" из российских магазинов
На прошедшей неделе правительство приняло разом и четырехлетнюю федеральную целевую программу по развитию ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса, и концепцию развития рыбного хозяйства на период до 2020 года. То, что отрасли необходима коренная реформа, факт. Средний россиянин потребляет рыбы в 1,7 раза меньше физиологической нормы, и даже по официальным прогнозам в ближайшее время не сможет питаться ею в достаточном количестве.
Доля импортной рыбопродукции на российском рынке составляет 38%, а в городах-миллионниках доходит до 60%. Причем российские компании экспортируют главным образом сырье с низкой добавленной стоимостью, «а на наш рынок приходит гораздо более дорогая, уже переработанная, зарубежная продукция, частично из нашего же сырья», заявил премьер-министр Владимир Путин на заседании президиума правительства.
Мы действительно едим норвежскую селедку нашего же улова, пояснил «НИ» руководитель проектов крупной торговой сети Роман Уваров. «Согласно правилам, наше рыболовецкое судно разгружается в наших портах 3 дня, проходя попутно контроль качества и бюрократические проволочки, а в иностранных портах эти формальности ограничиваются тремя часами. В российских портах она за это время портится, и поэтому нашим рыбакам выгодно отдавать рыбу иностранным закупщикам», – рассказал он. По оценке г-на Уварова, примерно 75% «норвежской» сельди на наших прилавках выловлено российскими рыбаками.
Из-за существенного снижения покупательной способности населения в годы экономического кризиса в стране рыбная отрасль переориентировалась на зарубежного потребителя, считает генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института экономики, информации и автоматизированных систем управления рыбного хозяйства (ВНИИЭРХ) Наталья Лысова. «Во всем мире рыба и морепродукты стоят дороже, чем мясные продукты в силу затрат, которые идут на ее добычу и переработку. Поскольку значительная доля населения оказалась не в состоянии покупать рыбную продукцию, отечественная рыбная отрасль в поисках рынков сбыта переориентировалась на экспорт», – пояснила она.
По словам главы Росрыболовства Андрея Крайнего, предусмотренные в федеральной программе меры позволят увеличить долю отечественной рыбной продукции на российском рынке до 80% и поднять интерес россиян к этому морепродукту. «Мы надеемся, что потребление рыбной продукции черед пять лет возрастет в среднем до 16 кг в год», – заявил он. Сейчас, по данным официальной статистики, потребление рыбы в России составляет 12 кг на человека в год. Для сравнения в Японии – 67 кг, а физиологически необходимая норма равна 20,7 кг, сообщили «НИ» в ВНИИЭРХ. Проще говоря, правительство пообещало, что, несмотря на принятые меры, даже через пять лет средний гражданин страны будет недополучать 23% необходимой для нормального функционирования организма рыбы.
Безусловно, экономически выгодно перерабатывать рыбу на отечественных предприятиях, как того хочет правительство. Однако в настоящий момент российская промышленность не в состоянии обработать все, что добывают отечественные рыбаки. Кроме того, по словам Натальи Лысовой, в последней четверти прошлого столетия мы пропустили две технические революции в рыбном промысле, когда весь мир перешел на менее энергоемкие суда и новые орудия лова.
Устаревшие суда требуют больше топлива, которое постоянно дорожает, лишая небогатых россиян возможности поесть рыбку. «Цена топлива достигает порядка 30 рублей за литр и делает невыгодной добычу селедки, пикши, салаки – сортов рыбы, которые традиционно популярны у малообеспеченных слоев населения. Если мы сейчас не примем меры, эта продукция может просто исчезнуть с прилавков», – посетовал вице-премьер Виктор Зубков. Только с начала этого года дизельное топливо подорожало на 29%, сообщает Росстат.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?