Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Дешевые морепродукты могут навсегда "уплыть" из российских магазинов
На прошедшей неделе правительство приняло разом и четырехлетнюю федеральную целевую программу по развитию ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса, и концепцию развития рыбного хозяйства на период до 2020 года. То, что отрасли необходима коренная реформа, факт. Средний россиянин потребляет рыбы в 1,7 раза меньше физиологической нормы, и даже по официальным прогнозам в ближайшее время не сможет питаться ею в достаточном количестве.
Доля импортной рыбопродукции на российском рынке составляет 38%, а в городах-миллионниках доходит до 60%. Причем российские компании экспортируют главным образом сырье с низкой добавленной стоимостью, «а на наш рынок приходит гораздо более дорогая, уже переработанная, зарубежная продукция, частично из нашего же сырья», заявил премьер-министр Владимир Путин на заседании президиума правительства.
Мы действительно едим норвежскую селедку нашего же улова, пояснил «НИ» руководитель проектов крупной торговой сети Роман Уваров. «Согласно правилам, наше рыболовецкое судно разгружается в наших портах 3 дня, проходя попутно контроль качества и бюрократические проволочки, а в иностранных портах эти формальности ограничиваются тремя часами. В российских портах она за это время портится, и поэтому нашим рыбакам выгодно отдавать рыбу иностранным закупщикам», – рассказал он. По оценке г-на Уварова, примерно 75% «норвежской» сельди на наших прилавках выловлено российскими рыбаками.
Из-за существенного снижения покупательной способности населения в годы экономического кризиса в стране рыбная отрасль переориентировалась на зарубежного потребителя, считает генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института экономики, информации и автоматизированных систем управления рыбного хозяйства (ВНИИЭРХ) Наталья Лысова. «Во всем мире рыба и морепродукты стоят дороже, чем мясные продукты в силу затрат, которые идут на ее добычу и переработку. Поскольку значительная доля населения оказалась не в состоянии покупать рыбную продукцию, отечественная рыбная отрасль в поисках рынков сбыта переориентировалась на экспорт», – пояснила она.
По словам главы Росрыболовства Андрея Крайнего, предусмотренные в федеральной программе меры позволят увеличить долю отечественной рыбной продукции на российском рынке до 80% и поднять интерес россиян к этому морепродукту. «Мы надеемся, что потребление рыбной продукции черед пять лет возрастет в среднем до 16 кг в год», – заявил он. Сейчас, по данным официальной статистики, потребление рыбы в России составляет 12 кг на человека в год. Для сравнения в Японии – 67 кг, а физиологически необходимая норма равна 20,7 кг, сообщили «НИ» в ВНИИЭРХ. Проще говоря, правительство пообещало, что, несмотря на принятые меры, даже через пять лет средний гражданин страны будет недополучать 23% необходимой для нормального функционирования организма рыбы.
Безусловно, экономически выгодно перерабатывать рыбу на отечественных предприятиях, как того хочет правительство. Однако в настоящий момент российская промышленность не в состоянии обработать все, что добывают отечественные рыбаки. Кроме того, по словам Натальи Лысовой, в последней четверти прошлого столетия мы пропустили две технические революции в рыбном промысле, когда весь мир перешел на менее энергоемкие суда и новые орудия лова.
Устаревшие суда требуют больше топлива, которое постоянно дорожает, лишая небогатых россиян возможности поесть рыбку. «Цена топлива достигает порядка 30 рублей за литр и делает невыгодной добычу селедки, пикши, салаки – сортов рыбы, которые традиционно популярны у малообеспеченных слоев населения. Если мы сейчас не примем меры, эта продукция может просто исчезнуть с прилавков», – посетовал вице-премьер Виктор Зубков. Только с начала этого года дизельное топливо подорожало на 29%, сообщает Росстат.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?