Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Депутаты взялись за наценки
Поправки к закону «О торговле» от справедливороссов были внесены в Госдуму в минувшую среду. Они предполагают ограничение наценок на товары первой необходимости максимум на 15% от оптовой цены. Авторы идеи — председатель Совета Федерации Сергей Миронов и депутат нижней палаты парламента Антон Беляков — не уточняют, какие именно продукты имеются в виду.
Единомышленники уверены, что сейчас розничные наценки достигают 100% на отдельные группы товаров. В среднем же, по мнению депутатов, они составляют 40—50%, тогда как в странах ЕС этот показатель не превышает 25%. Справедливороссы обращают внимание на то, что мировая практика располагает обширным опытом регулирования цен на социально значимые товары. Так, в Австрии, Дании и Норвегии действуют специальные законы в области ценообразования.
В Коммунистической партии пошли дальше. КПРФ разработала целую шкалу наценок, устанавливающую уровень предельных значений показателя по всей цепочке движения продукта (копия законопроекта имеется в распоряжении РБК daily). Правда, речь идет об отдельных видах сельскохозяйственной продукции, включая некие товары первой необходимости.
Коммунисты позволяют производителям первичного сырья накинуть на товар 45% от себестоимости, переработчикам — 15%. Предприятия оптовой торговли могут прибавить к отпускной цене производителя 10%, розничные продавцы — 15% к отпускной цене или производителя, или оптовика. Документ будет в ближайшее время внесен в Госдуму депутатом Владимиром Кашиным.
«Принятый закон «О торговле» не учитывает баланс интересов всех участников производства продуктов питания, — отмечается в пояснительной записке к документу, подготовленному в КПРФ. — В нем отсутствуют даже элементы государственного регулирования ценообразования на основные продукты питания и детское питание».
Глава Х5 Retail Group Лев Хасис оценивает депутатские предложения как популистские. «Их реализация приведет к росту розничных цен на другие товары, на которые не будут распространяться ограничения», — считает он. По мнению г-на Хасиса, в конечном счете продукты, наценки на которые будут отрегулированы, просто исчезнут с прилавков. Опрошенные торговые сети не понимают, почему государство пытается устанавливать свои правила в коммерческой деятельности, вмешиваясь в рыночные отношения.
Напомним, принятый в конце декабря 2009 года закон «О торговле» предусматривает только одну возможность для государственного вмешательства в ценообразование. Согласно пункту 5 статьи 8 этого закона в случае увеличения стоимости товара на 30% в течение 30 дней на территории одного субъекта его цена может быть ограничена властями на срок до 90 дней. Такой механизм может быть применен только в отношении списка социально значимых продуктов, утвержденного весной 2010 года. В него попали 24 товара, в том числе гречка, пастеризованное молоко 2,5—3,2-процентной жирности, пшеничная мука, сахар, отдельные виды хлеба и мяса.
ЕВГЕНИЯ ПЕРЦЕВА, ДЕНИС ЗЕЛИКСОН, РБК daily
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.