Декоративное изображение
3 669

Поделиться

Депутаты предлагают обязать ритейлеров указывать на упаковке закупочную стоимость

Депутаты также предлагают обязать ритейлеров указывать на упаковке продуктов питания закупочную стоимость от производителя.

Депутат Госдумы Олег Нилов («Справедливая Россия») подготовил законопроект о внесении изменений в статью 8 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» в части ограничения торговой наценки на социально значимые продукты питания. Законодатель предлагает установить регулирование в этой части и установить лимит на наценку продуктов первой необходимости в 15%. Кроме этого, предлагается обязать продавцов рядом с розничной ценой указывать закупочные цены от производителя. Это, по мнению Нилова, поможет остановить практику необоснованного повышения цен на продукты питания российскими торговыми сетями.

Как отмечает парламентарий, сегодня ценовое регулирование на продукты питания осуществляется во многих странах, в то время как в России нет никаких правовых ограничений для розничных сетей. В частности, в Австрии, Дании и Норвегии действуют специальные законы в области ценообразования, регламентирующие установление максимальных потребительских цен на отдельные группы товаров.

В России, согласно пояснительной записке к законопроекту, розничные наценки на отдельные группы товаров могут доходить до 100%, а в среднем составляют порядка 40–50%, в то время как в странах ЕС этот показатель не превышает 25%.

– Законопроект в первую очередь призван защитить малообеспеченные слои населения. Ограничение наценки на продукты питания обезопасит их от попадания в жернова кризисов, инфляций, санкций, процессов, связанных с курсами валют. Затрагиваются также интересы российских фермеров, ведь им нередко сложно разместить свой товар на прилавках, занятых иностранной продукцией, цены на которую зачастую являются искусственно заниженными, так как деятельность зарубежных производителей часто субсидируется, – рассказал депутат Нилов. – Документ также устанавливает требование к ритейлерам на этикетке размещать информацию о цене, по которой товар был реализован производителем, чтобы граждане имели представление о том, насколько цена была накручена, и делали соответствующие выводы. Уверен, такая информация заинтересует налоговиков.

Предполагаемая 15-процентная наценка – это разница между отпускной стоимостью товара производителем первому оптовому покупателю и ценой, которую заплатит конечный потребитель. В этом случае, по мнению инициатора законопроекта, ритейлерам не удастся обойти ограничение за счет фирм-посредников.

Парламентарий подчеркнул, что данный законопроект – не единственная мера, необходимая для решения данной проблемы, и России необходимо будет предусмотреть меры по дотации отечественных сельхозпроизводителей.

В список социально значимых товаров, наценку на которые предлагается ограничить, включат муку, хлебные изделия, крупы, молочную продукцию и ряд других категорий товаров.

Глава общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков считает, что введение регулирование ценообразования на продукты питания нужно делать в пакете с другими правовыми моментами, в частности, по стимулированию собственного производителя.

– Тема, которую затрагивает законопроект, таит в себе серьезную проблему. У нас цены на нормальные продукты, а не дешевые суррогаты действительно очень высоки. Однако, если данная мера будет введена самостоятельно, а не в комплексе с другими, это создаст эффект пустых полок при выхолащивании дешевых товаров, – считает правозащитник. – Торговые сети найдут способ, как не потерять в выручке. Этому «помогут» не только низкая правовая культура и коррупция, но и отсутствие здоровой конкуренции, когда в некоторых регионах торговые сети являются абсолютными монополистами. Данную меру надо вводить в комплексе с другими – с дотациями сельскому хозяйству, как в Европе, с продуктовыми карточками, как в США.

Достаточно негативную реакцию тема регулирования цен вызвала у самих ритейлеров и специалистов по торговле.

Президент Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков, в свою очередь, заметил, что торговые сети сегодня и так подходят к ценообразованию дифференцированно.

– Сегодня ни только сети экономкласса стремятся иметь в своем ассортименте товары различного ценового сегмента. Есть товары, на которые с целью привлечения покупателей минимальные наценки делают и такие магазины, как «Глобус Гурмэ» и «Азбука вкуса». А заставлять и делать это глобально – я против, – сказал Зуйков. – С учетом того что цена регулируется рынком, а сети бывают разного уровня – некоторые из них изначально рассчитаны на покупателя, желающего покупать продукты более высокой ценовой категории, – то такой регулятор для них не подойдет. У нас и так есть сети-дискаунтеры.

Управляющий партнер компании Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко, который занимается развитием ритейла в регионах, считает, что государственное вмешательство в ценообразование только навредит и торговым сетям, и покупателям.

– Прежде чем задумывать такой закон, стоит разобраться, что такое торговая наценка. А это операционные издержки, которые надо покрывать. У нас перед глазами уже есть два примера того, как госурегулирование отразилось на отраслях, – сказал он. – Аптечная отрасль, откуда почти исчезли дешевые товары вследствие такого хода, и страхование ОСАГО, рост цен на которое возник именно после того, как оно стало обязательным.

Кроме того, участники рынка отмечают, что в законе уже закреплен закрытый перечень методов государственного регулирования торговли.

– В этот перечень как раз входят основные продукты, и по этому перечню госрегулирование может вводиться в какой-то экстремальной ситуации, которой у нас сейчас нет, – говорит один из владельцев сети.

В свою очередь, представители российского фермерства считают, что установление лимитов на наценки смогло бы стимулировать продажи. Одновременно с этим они утверждают, что в законе необходимо учитывать и сезонный фактор.

– В законе о регулировании торговой деятельности раньше был момент о региональном контроле наценок на продукты первой необходимости, однако выполнение этой нормы сейчас не поддерживается, – рассказал директор фермерского хозяйства «Данс» Дмитрий Валигурский. – Конечно, если бы регулирование было, продажи увеличились бы, поскольку ритейлеры не могли бы накручивать по 20–50% и цена была бы стабильней. Однако как устанавливать цену, если зимой молоко в дефиците и дорогое, а летом его много и оно дешевле? Тут нужно всё взвесить и рассчитать.

Вопрос о необходимости ограничить наценки ритейлеров на продукты поднимается в Думе не в первый раз. В октябре прошлого года Госдума уже отклонила схожий законопроект. Он предполагал, что на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечень которых устанавливает правительство РФ, торговая наценка не должна превышать 15% от цены реализации первому оптовому покупателю.

Foodmarkets

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами