Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Депутаты набивают себе наценку
Правительственному проекту закона «О торговле» нашлась еще более жесткая альтернатива в Госдуме
Депутаты не теряют надежды ввести в правительственный проект закона «О торговле» жесткие нормы из разработанного ими альтернативного варианта законопроекта. В Минпромторге подчеркивают, что наличие подобных поправок не гарантирует их принятия. Однако депутаты, похоже, намерены сыграть роль «плохого следователя», чтобы обеспечить прохождение и без того достаточно жесткого правительственного варианта.
Сегодня в Минпромторге пройдет первое заседание экспертного совета по вопросам развития торговой деятельности в РФ. Его участники за закрытыми дверями обсудят ситуацию, сложившуюся вокруг законопроекта «О торговле». В конце прошлой недели авторы альтернативного законопроекта «Об организации торговой деятельности на потребительском рынке» во главе с депутатом Госдумы Ириной Яровой («Единая Россия») представили ряд поправок в правительственный законопроект «О торговле». Их радикальный характер подрывает достигнутые в ходе многочисленных согласований у вице-премьера Виктора Зубкова договоренности между агропроизводителями и сетями.
Наиболее жесткие поправки депутаты предложили в и без того скандальную 16-ю антимонопольную статью -- она запрещала сетям с оборотом выше 1 млрд руб. в год и долей на рынке выше 25% покупать и строить новые торговые объекты в границах муниципальных округов или городов федерального значения. Теперь предлагается развести эти условия: если оборот сети более 1 млрд руб., она не сможет открывать новые торговые объекты на всей территории РФ, а если доля сети выше 25% в муниципальном округе -- запрет распространяется только на округ.
Депутаты также хотят наделить правительство правом устанавливать размер торговой наценки на социально значимые товары. Причем в статье 8 прямо указывается, что «на продовольственные товары, указанные в пункте 1 части 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ, торговая наценка устанавливается в размере не более 25% от цены реализации первому оптовому покупателю» (социально значимые товары перечисляются в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ -- Ъ).
В перечень запрещенных практик предлагается добавить осуществление оптовой торговли с использованием договора комиссии, а также навязывание условий, предусматривающих переход предпринимательских рисков. Еще одним нововведением стало ограничение на уровне 10% оптовой премии или скидки, которую получает сеть. Реверансом в сторону малого бизнеса выглядит предложение увеличить с 50 до 70% долю мест для его «нестационарных торговых объектов».
«Поправки депутатов направлены против потребителей и крупных производителей»,— полагает старший научный сотрудник Академии народного хозяйства Вадим Новиков, поясняя -- госрегулирование торговой наценки может иметь самые негативные последствия: «Почему мы вообще отказались от госрегулирования цен? Боимся, что возникнет дефицит. Авторы поправок не боятся экспериментировать с социально значимыми товарами, хотя исчезновение их с полок магазинов чревато более серьезными последствиями, чем предметов роскоши».
По мнению эксперта, ограничение на оборот в 1 млрд руб. приведет к остановке развития всех крупных сетей, которые сегодня предлагают потребителю низкие цены за счет эффекта масштаба, а попытка раздробить торговые сети ударит по крупным производителям — им удобнее работать с крупными партнерами. Дробление сетей также может привести к возрождению оптовых торговцев-посредников, вытесненных сетями, и к росту розничных цен. Главной проблемой как самого законопроекта, так и депутатских поправок эксперты называют отсутствие расчета. «Кто просчитывал этот 1 млрд оборота? На кого будет распространяться эта норма? Кто просчитывал долю в 25%? Все это взято с потолка»,— полагает замглавы института анализа предприятий и рынков ВШЭ Светлана Авдашева.
Впрочем, эксперты скептически оценивают перспективы прохождения поправок. «Наличие поправок еще не означает, что они станут законом»,— заявили “Ъ” и в Минпромторге, выразив намерение активно участвовать в обсуждении проекта. «Возникает впечатление, что авторы законопроекта хотят оттянуть внимание экспертного сообщества на борьбу с наиболее радикальными предложениями, чтобы обеспечить прохождение проекта, предложенного правительством»,— полагает Вадим Новиков.
Александр Гудков, КоммерсантЪ
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?