Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Депутаты набивают себе наценку
Правительственному проекту закона «О торговле» нашлась еще более жесткая альтернатива в Госдуме
Депутаты не теряют надежды ввести в правительственный проект закона «О торговле» жесткие нормы из разработанного ими альтернативного варианта законопроекта. В Минпромторге подчеркивают, что наличие подобных поправок не гарантирует их принятия. Однако депутаты, похоже, намерены сыграть роль «плохого следователя», чтобы обеспечить прохождение и без того достаточно жесткого правительственного варианта.
Сегодня в Минпромторге пройдет первое заседание экспертного совета по вопросам развития торговой деятельности в РФ. Его участники за закрытыми дверями обсудят ситуацию, сложившуюся вокруг законопроекта «О торговле». В конце прошлой недели авторы альтернативного законопроекта «Об организации торговой деятельности на потребительском рынке» во главе с депутатом Госдумы Ириной Яровой («Единая Россия») представили ряд поправок в правительственный законопроект «О торговле». Их радикальный характер подрывает достигнутые в ходе многочисленных согласований у вице-премьера Виктора Зубкова договоренности между агропроизводителями и сетями.
Наиболее жесткие поправки депутаты предложили в и без того скандальную 16-ю антимонопольную статью -- она запрещала сетям с оборотом выше 1 млрд руб. в год и долей на рынке выше 25% покупать и строить новые торговые объекты в границах муниципальных округов или городов федерального значения. Теперь предлагается развести эти условия: если оборот сети более 1 млрд руб., она не сможет открывать новые торговые объекты на всей территории РФ, а если доля сети выше 25% в муниципальном округе -- запрет распространяется только на округ.
Депутаты также хотят наделить правительство правом устанавливать размер торговой наценки на социально значимые товары. Причем в статье 8 прямо указывается, что «на продовольственные товары, указанные в пункте 1 части 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ, торговая наценка устанавливается в размере не более 25% от цены реализации первому оптовому покупателю» (социально значимые товары перечисляются в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ -- Ъ).
В перечень запрещенных практик предлагается добавить осуществление оптовой торговли с использованием договора комиссии, а также навязывание условий, предусматривающих переход предпринимательских рисков. Еще одним нововведением стало ограничение на уровне 10% оптовой премии или скидки, которую получает сеть. Реверансом в сторону малого бизнеса выглядит предложение увеличить с 50 до 70% долю мест для его «нестационарных торговых объектов».
«Поправки депутатов направлены против потребителей и крупных производителей»,— полагает старший научный сотрудник Академии народного хозяйства Вадим Новиков, поясняя -- госрегулирование торговой наценки может иметь самые негативные последствия: «Почему мы вообще отказались от госрегулирования цен? Боимся, что возникнет дефицит. Авторы поправок не боятся экспериментировать с социально значимыми товарами, хотя исчезновение их с полок магазинов чревато более серьезными последствиями, чем предметов роскоши».
По мнению эксперта, ограничение на оборот в 1 млрд руб. приведет к остановке развития всех крупных сетей, которые сегодня предлагают потребителю низкие цены за счет эффекта масштаба, а попытка раздробить торговые сети ударит по крупным производителям — им удобнее работать с крупными партнерами. Дробление сетей также может привести к возрождению оптовых торговцев-посредников, вытесненных сетями, и к росту розничных цен. Главной проблемой как самого законопроекта, так и депутатских поправок эксперты называют отсутствие расчета. «Кто просчитывал этот 1 млрд оборота? На кого будет распространяться эта норма? Кто просчитывал долю в 25%? Все это взято с потолка»,— полагает замглавы института анализа предприятий и рынков ВШЭ Светлана Авдашева.
Впрочем, эксперты скептически оценивают перспективы прохождения поправок. «Наличие поправок еще не означает, что они станут законом»,— заявили “Ъ” и в Минпромторге, выразив намерение активно участвовать в обсуждении проекта. «Возникает впечатление, что авторы законопроекта хотят оттянуть внимание экспертного сообщества на борьбу с наиболее радикальными предложениями, чтобы обеспечить прохождение проекта, предложенного правительством»,— полагает Вадим Новиков.
Александр Гудков, КоммерсантЪ
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.