Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Депутатский законопроект о потребкредите внесен в Думу раньше правительственного
В банковский комитет Госдумы вчера поступил депутатский законопроект о потребительском кредитовании и соответствующие поправки в законодательство. Окончательная редакция поправок обязывает банки раскрывать эффективную ставку не только в кредитном договоре, но и в рекламе своих продуктов. Правда, процедуру расчета стоимости кредитов депутаты хотят упростить: эффективная ставка не будет учитывать платежи третьим лицам и плату за открытие и ведение счетов.
Председатель Госдумы Борис Грызлов направил вчера в банковский комитет внесенный накануне депутатом Аксаковым законопроект "О потребительском кредитовании" и сопутствующие поправки в закон "О рекламе", Трудовой, Уголовный кодексы и другие законы. По словам господина Аксакова, окончательная редакция поправок "обяжет банки раскрывать эффективную ставку по кредиту не только в договоре, но и в рекламе". Причем заявленная и эффективная ставки должны указываться в рекламе шрифтом одного размера. Кроме того, в отличие от указаний Банка России, депутатский законопроект не требует включать в расчет эффективной ставки платежи третьим лицам и плату за открытие и ведение счетов. Стоимость этих услуг нужно показывать в договоре отдельно.
Одноименный законопроект правительство разрабатывает уже более двух лет. Его главное отличие от депутатского заключается в отсутствии требований к банкам раскрывать эффективную процентную ставку в договоре с заемщиком. Вместо этого документ предписывает банкам раскрывать все составляющие стоимости кредита. Однако правительственный законопроект до сих пор не внесен в Думу.
Несмотря на то что депутатский законопроект менее либерален, чем ожидающийся правительственный вариант, он выигрывает на фоне указаний ЦБ о порядке расчета эффективной процентной ставки. "Федеральный закон важнее указаний ЦБ,-- радуется зампред правления банка 'Авангард' Валерий Торхов.-- В кулуарах представители Банка России и раньше говорили, что включение в расчет эффективной ставки платежей третьим лицам и платы за обслуживание счетов лишь рекомендация, которую при грамотном обосновании можно не выполнять". По его мнению, принятие нового закона поможет заставить ЦБ официально смягчить свою позицию.
Участники рынка считают, что "рекламная" часть депутатского законопроекта требует доработки. По мнению главы департамента розничного кредитования Бинбанка Олега Соколова, для объективного сравнения кредитных продуктов в рекламе разных банков нужно зафиксировать характеристики среднестатистического продукта по каждому виду потребкредитования. "Одна и та же единовременная плата за оформление кредита дает разную эффективную ставку при разных суммах кредита, что не позволяет объективно сравнить предложения разных банков",-- сказал господин Соколов.
Маркетологи выступают категорически против раскрытия эффективной ставки в рекламе. "Клиент и так не понимает, что такое эффективная ставка, каково же ему будет, если в рекламе он увидит ставку, рассчитанную согласно закону о потребкредитовании, а в кредитном договоре -- согласно требованиям ЦБ",-- рассуждает директор департамента маркетинга Русь-банка Дмитрий Юрцвайг.
Вместе с тем депутаты не уверены, что успеют принять законопроект до выборов в декабре. "Нынешней Думе жить осталось очень мало,-- объясняет первый зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев.-- За этот период времени принять документ мы не успеем". По его словам, только на получение отзыва из правительства нужно два-три месяца. "Гораздо эффективнее было бы внесение правительственного проекта, разработанного Минфином и ЦБ",-- считает депутат.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?