Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
День в истории: 15 марта день "Защиты прав потребителя"
Уже полвека как потребители обрели права, а радоваться все еще нечему
Во второй половине XIX века в России отношения продавцов и покупателей напоминали боевые действия. На помощь государства в вопросах цены и качества товаров граждане рассчитывали только в том случае, если возникала прямая угроза их жизни. В целом государство было на стороне продавцов, так как многие чиновники жили исключительно взятками, получаемыми от купцов.
В советские времена противостояние продавцов и покупателей временно прекратилось – в том смысле, что производство и торговля стали государственными, а граждане были рады купить хоть что-нибудь. Тут дело и в дефиците и в том, что у граждан просто денег не хватало.
В западных странах, где в конце XIX века продавцы и покупатели находились в состоянии войны, покупатели решили оказать организованное сопротивление. В США в 1890-е годы завершилось создание общенациональной сети железных дорог и впервые товары стали продаваться и рекламироваться в масштабах всей страны. Появились многочисленные частные организации, которые выступали против произвола производителей и продавцов. Особое возмущение этих групп вызвала транспортировка по США неизвестно в каких условиях разделанного мяса в вагонах-рефрижераторах и добавление в это мясо консервантов.
Власти долго отказывались вводить специальное законодательство о контроле над качеством продовольствия и лекарств, но к концу 1950-х годов президент Джон Кеннеди решил встать на сторону покупателей. В 1962 году он выступил со специальным обращением к Конгрессу, в котором указал, что борьба за права потребителей должна стать национальной идеей. В послании он выделил четыре базовых права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным. С тех пор 15 марта в мире празднуется Всемирный День защиты прав потребителей (World Consumer Rights Day). В этом году отмечается 50-летний юбилей. Однако спустя полвека покупатели все еще проигрывают войну в магазинах.
В России обязанность осуществлять государственный контроль и надзор в сфере защиты прав потребителей возложена на Роспотребнадзор. Но при этом существует много ограничений для контроля. Во-первых, необходимы массовые жалобы потребителей, чтобы провести проверку недобросовестного производителя или продавца, ведь по своей инициативе служба вправе проверять продавца только один раз в три года. Во-вторых, внеплановую проверку необходимо согласовывать с прокуратурой, а та часто отказывает, поскольку здоровью потребителя данное нарушение не угрожает. Еще одной проблемой являются мизерные штрафы. Они совершенно несопоставимы по размеру с получаемой нарушителем выгодой от обмана потребителей. Для нарушителей легче заплатить и продолжать обманывать.
Комментирует председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков: «В России сложилась уникальная ситуация, когда государство самостоятельно ограничивает собственные права, позволяющие отслеживать соблюдение законов на потребительском рынке. Ни в одной развитой стране мира подобного нет. Очевидно, что благодаря запрету своим службам «кошмарить» бизнес, государство оставляет потребителей со своими проблемами один на один».
Раньше на помощь десяткам тысяч конкретных людей приходили муниципальные органы по защите прав потребителей, но в начале 2 000–х годов законодательство поменяли и муниципальных правозащитников оставили на попечение местных властей, у которых в бюджете как правило нет средств на их финансирование.
В этих условиях на помощь потребителям приходят общественные объединения: общества защиты прав потребителей, союзы, ассоциации. Но без господдержки с наплывом нуждающихся им справится сложно. Между тем в Евросоюзе именно такие организации по госконтрактам оказывают бесплатную правовую помощь.
К сожалению, по сложившейся в последнее время практике, органы государственной власти при принятии законов и подзаконных актов никак не учитывают мнение потребительского сообщества, что приводит не только к ущемлению прав потребителей, но и к низкому качеству самой законотворческой работы.
Необходимо также отметить, и вряд ли кто-то будет это отрицать, что подавляющее большинство российских потребителей просто не знают о своих правах, и даже не хотят о них знать: многие не сохраняют чеки и даже не берут их вместе с товаром; считают неудобным спрашивать у продавца или администратора разъяснений о товаре; в случае покупки некачественного товара некоторым просто лень вернуться в магазин и обменять его. Редко потребители прибегают к судебной защите, предпочитая не терять время на длительные судебные тяжбы.
Оценивая в целом период с момента принятия закона «О защите прав потребителей», можно сделать вывод о противоречивости развития данной отрасли права. По отдельным направления есть прогресс, по другим самые насущные проблемы остаются без решения и должного регулирования, а по отдельным вопросам отмечается регресс в уровне защищенности прав потребителей. Данная ситуация является следствием прежде всего отсутствия понимания на государственном уровне необходимости достижения баланса интересов между потребителями и бизнесом.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.