Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Дело - табак
Табачные гиганты борются против антитабачного закона
Imperial Tobacco начала юридическую процедуру оспаривания в Верховном суде Австралии нового закона, обязывающего табачные компании продавать свою продукцию в пачках, на которых не будет указано название бренда.
Закон, принятый парламентом в прошлом месяце и вступающий в силу с нового года, в настоящее время рассматривается правительствами Европы, Канады и Новой Зеландии, как своеобразная «проба пера». Все эти страны недовольны рекламой табачных фирм, однако опасаются создания глобальных судебных прецедентов и исков о нарушении прав на товарный знак.
British American Tobacco подала отдельный иск в Высшей суд Австралии, а Philip Morris подал международный иск через свой офис в Гонконге.
Напомним, в Австралии был принят закон по борьбе с курением, который претендует на то, чтобы стать самым жестоким для табачных компаний, когда-либо принимавшихся судами.
Отныне сигареты должны продаваться в однотонных пачках оливкового цвета без указания табачного бренда. Вместе с тем на пачке по-прежнему обязан располагаться знак о смертоносном вреде курения.
В 2012-2013 годах в России могут закрыться около 200 тысяч ларьков и киосков в случае, если вступит в силу запрет на торговлю пивом и табачной продукцией.
Об этом в конце прошлой недели сообщил вице-президент ОПОРЫ РОССИИ Владлен Максимов на заседании Общественного экспертного совета по вопросам потребительского рынка России (ОЭСПР).
Согласно разработанному законопроекту «О защите здоровья населения от последствий употребления табака», табачную продукцию смогут продавать лишь те магазины, площадь которых составляет не менее 50 кв. метров. Еще один удар по ларькам – закон об ограничении продаж алкоголя, который вступит в силу в 2013 году.
Мелкие торговые точки просят пощады
«40-70% оборота мелких торговых точек приходится именно на торговлю пивом и табаком. Принятие жестких запретительных мер – это издевательство над малым бизнесом и явный перекос в сторону крупных сетей», – сказал вице-президент Опоры России.
По данным организации, в настоящее время в России зарегистрирован 1 млн малых предприятий, численность работников в которых не превышает 100 человек, и более 2,5 млн индивидуальных предпринимателей. В результате принятия только запрета на торговлю табаком работу потеряют более 200 тыс. человек.
В этой связи эксперты Лиги защиты потребительского рынка планируют подготовить письмо к президенту РФ Дмитрию Медведеву, премьер-министру Владимиру Путину и в заинтересованные ведомства с просьбой защитить малый бизнес.
Табачные страхи предпринимателей
Предприниматели озабочены нависшей над ними угрозой, связанной с принятием Закона «О защите здоровья населения от последствий употребления табака»
Законопроект, подготовленный Минздравом России, запрещает продавать табачную продукцию в торговых объектах, имеющих площадь менее 50 м2. Запрет затрагивает почти все городские павильоны, а также магазины формата «у дома», которые продают товары первой необходимости – молоко, хлеб, а также алкоголь и сигареты. Продажа пива и сигарет дает магазину 8–10% оборота и за счет комплексных покупок, когда человек заходит купить пиво и покупает что–то еще, обеспечивает треть выручки, говорят предприниматели.
Кроме павильонов в Петербурге работают около 5 тыс. профессиональных табачных лавок, в основном имеющих площадь до 50 м2. «Совершенно ясно, что этот закон лоббируют торговые сети, сейчас их доля рынка продажи табачных изделий составляет 15%, они хотят получить больший кусок пирога», – говорит Антон Вдовин, владелец сети табачных магазинов «Наша сеть». В сети четыре точки, имеющие площадь от 12 до 33 м2. По словам Антона Вдовина, такой формат связан с тем, что товар компактен, легко складируется. В КЭРППиТ отмечают, что в Петербурге за 10 месяцев 2011 года было произведено 94 млрд штук сигарет и папирос. По данным «Табакпрома», российский рынок табачной продукции в 2010 году в денежном выражении составил около 430 млрд рублей, или 390 млрд штук сигарет.
Представители малого бизнеса также считают, что закон создаст преимущества для торговых сетей. А также приведет к появлению неконтролируемой уличной торговли табачной продукцией с рук. Участники слушаний отмечают, что европейские страны не связывают в своей практике запрет или ограничения на продажу табачной продукции, основываясь на критерии размера торговой точки.
В компании «МЕТРО Кэш энд Керри», которая по собственной программе «Школа торговли» открыла в Петербурге 200 магазинов в формате «у дома», отмечают, что из 10 первых позиций продаж в магазинах сигареты занимают первые три–четыре позиции. Они приносят небольшому магазину 50 тыс. рублей в неделю, или 200 тыс. рублей в месяц. При открытии магазинов по программе «Школа торговли» сразу учитывается возможность получения алкогольной лицензии, все 200 магазинов имеют площадь более 50 м2.
Пока владельцы магазинов и табачных лавок не видят выхода для себя в каком–либо переформатировании, увеличении площадей. На круглом столе, где предприниматели вместе с чиновниками обсуждали законопроект, Владимир Рымига, ведущий специалист отдела программ развития торговли Управления развития торговли КЭРППиТ, согласился, что законопроект требует доработки.
по материалам Деловой Петербург, MIGnews.com и ИА «Альянс Медиа»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?