Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Декабрь в кредит не верит
Банкиры не смогли развернуться в розничных сетях
Кредиты на приобретение товаров в торговых сетях показали самые низкие темпы роста среди потребительских кредитов в 2013 году. Не помог даже традиционный декабрьский всплеск спроса на такие ссуды. В конце прошлого года на общее охлаждение рынка необеспеченного кредитования под давлением ЦБ наложилось снижение темпов роста продаж на рынке бытовой техники и электроники.
По данным агентства Frank Research Group (FRG), в 2013 году рынок необеспеченного розничного кредитования (кредиты наличными, карточные ссуды, кредиты на приобретение товаров в торговых сетях) вырос на 29,4%, до 6,39 трлн руб., против 48,4% по итогам рекордного 2012 года. Такое снижение темпов роста было обеспечено активными действиями ЦБ по охлаждению рынка необеспеченного кредитования (повышение норм резервирования и коэффициентов риска по таким ссудам при расчете достаточности капитала Н1). Впрочем, достичь желаемого результата – годового прироста на уровне 20–25% – регулятору все же не удалось.
При сегментном анализе, как следует из данных FRG, наименьшее замедление темпов роста показали кредиты наличными – за год их объем увеличился на 27,54%, до 4,99 трлн руб., против роста 43,6% в 2012 году. Наибольший рост показали карточные кредиты – 44,2% за год, до 1,14 трлн руб. Однако по сравнению с прошлым годом темпы роста карточных кредитов сократились вдвое.
Двукратное замедление темпов роста произошло и в сегменте POS-кредитования (кредиты на приобретение товаров в торговых сетях). По словам управляющего партнера FRG Юрия Грибанова, тот факт, что темпы роста кредитов наличными замедлились меньше, чем в других сегментах необеспеченного розничного кредитования, вполне объясним. «Действия ЦБ были направлены в первую очередь против наиболее дорогих кредитов, а это традиционно POS и карточные ссуды,– говорит господин Грибанов.– Кредиты наличными обычно дешевле».
Самые низкие темпы роста среди всех сегментов розничного кредитования показали в прошлом году POS-кредиты. За год их объем увеличился всего на 11,3%, до 265 млрд руб. Не помог товарным кредитам даже декабрь, когда отмечаются рекордные продажи в этом сегменте. Но в декабре 2013 года объем POS-кредитов вырос всего на 3,1%, в то время как в декабре 2012 года – на 10,69%, в 2011 году – на 7,2%. В целом для рынка розничного кредитования декабрь 2013 года был также менее успешным, но разрыв не был столь заметным, как в POS-кредитовании. Так, по данным ЦБ, в декабре совокупный объем кредитов физлицам вырос на 1,9% против 2,3% в декабре 2012 года.
По словам банкиров, резкое снижение темпов выдач POS-кредитов в декабре 2013 года стало следствием двух факторов: общего охлаждения на рынке и вялых продаж в сегменте электроники и бытовой техники, который является значимым для товарных кредитов. «Мы не отрицаем некоторого замедления кредитования в целом, но основной причиной слабого роста в декабре стали именно низкие продажи электроники и бытовой техники,– говорит директор департамента потребкредитования ХКФ-банка Александр Антоненко.– На этот сегмент у нас приходится 45%, и в нем продажи POS-кредитов у нас даже упали в декабре, хотя в других сегментах (мобильные телефоны, мебель и пр.) был рост, который компенсировал это падение». Ритейлеры признают, что конец года был не слишком удачным с точки зрения продаж бытовой техники. В целом конец 2013 года был вялым по сравнению с прошлыми годами, указывают в «М.Видео». «Мы не ведем помесячной статистики, но в четвертом квартале 2013 года (по сравнению с аналогичным периодом 2012 года) продажи у нас выросли на 8%, в то время как в четвертом квартале 2012 года (по сравнению с 2011-м) рост был 12%,– говорит PR-директор “М.Видео” Антон Пантелеев.– При этом доля кредитных продаж у нас оставалась стабильной в течение года – 16–17%».
Ксения Дементьева, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?