Декоративное изображение
4 293

Поделиться

Data Insight: как развивалась логистика онлайн-торговли в РФ в 2023 году

Компания Data Insight опубликовала исследование «Логистика интернет-торговли России в 2023. Мнения и ожидания». В этом году аналитики уделили более пристальное внимание факторам, влияющим на логистику в e-commerce, трендам и векторам изменений в отрасли.

Фото: Gorodenkoff/shutterstock

Gorodenkoff/shutterstock

Факторы трансформации российской логистики

  • Увеличение доли числа покупок на маркетплейсах и абсолютного числа таких заказов — самый важный фактор логистики для интернет-магазинов;
  • Уход (фактический и формальный) зарубежных омниканальных ритейлеров с рынка — второй по важности фактор для логистов. А для тех, кто плотно работал с международными ритейлерами, это самый важный фактор;
  • Изменение структуры ресурсов регионов и миграция повлияли на рынок логистики для интернет-торговли разнонаправленно;
  • «Кадровый голод»;
  • Дефицит складов. 

Региональное распределение онлайн-заказов в России

  • Доля крупнейших столичных регионов Москвы и Санкт-Петербурга в eCommerce России заметно снизилась, что может быть связано с миграционными процессами, развитием инфраструктуры в регионах и перераспределением денежных потоков;
  • Топ-10 регионов демонстрируют различную динамику: столичные регионы показали снижение доли, остальные регионы показали рост;
  • В большинстве регионов (63 из 85) наблюдается увеличение доли интернет-заказов, в то время как в 22 регионах произошло снижение;
  • Татарстан, Ростовская область, Челябинская область, Нижегородская область и Краснодарский край показали наибольший абсолютный прирост доли интернет-заказов;
  • Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Хабаровский край и Приморский край показали наибольшее абсолютное снижение доли интернет-заказов;
  • Самый значительный относительный прирост доли интернет-заказов зафиксирован в Дагестане, Мордовии, Оренбургской области, Крыму, Тамбовской области, Брянской и Кировской области;
  • В 69 регионах доля курьерской доставки в 2023 году по сравнению с 2021 годом выросла, а в 16 регионах эта доля снизилась;
  • Наибольшее относительное падение доли интернет-заказов произошло в Чукотском АО, Ненецком АО, Москве, Санкт-Петербурге, Магаданской области, Хабаровском и Камчатском крае.

Доли трех столичных регионов — Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга продолжают стремительно сокращаться. Это уже совсем не прежние 60–70%. В 2023 году сумма трех регионов-лидеров составляет чуть менее 35%. Доли почти всех других регионов растут.

Топ-20 регионов по относительной доле числа интернет-заказов

Источник: Data Insight

Источник: Data Insight

Способы доставки

Доля доставки через пункты самовывоза уже несколько лет растет и на данный момент достигла более 85%. Подавляющий рост самовывоза обусловлен ускоренным ростом маркетплейсов, где самовывоз является основным способом доставки. Тем не менее, есть данные, указывающие на то, что среди заказов, которые передаются на аутсорс сторонним логистическим службам, доля курьерской доставки растет последние 2 года.

«Сейчас покупатели ждут комфорта на всех этапах онлайн-шоппинга: им нужна быстрая, своевременная доставка и простая система возврата товаров. Интернет-магазинам, в свою очередь, важна скорость на „последней миле“, поэтому для логистов на первый план выходит цифровизация и автоматизация логистических процессов. Только так можно сохранить эффективность работы, несмотря на постоянно возрастающую нагрузку. Для окончательного решения этой задачи понадобится время, а значит уровень цифровизации в логистике будет расти постепенно», — рассказал Алексей Бездеткин, коммерческий директор Boxberry.

Топ-7 регионов по преобладанию доставок через ПВЗ в 2023 году: Мурманская область — 85.41%; Еврейская автономная область — 84.21%; Новгородская область — 84.17%; Архангельская область — 84.00%; Республика Марий Эл — 83.60%; Псковская область — 82.63%; Липецкая область — 82.18%.

Топ-7 регионов, где преобладает курьерская доставка в 2023 году: Республика Ингушетия — 58.75%; Чеченская Республика — 52.20%; Москва — 44.48%; Республика Тыва — 38.31%; Республика Бурятия — 38.16%; Забайкальский край — 36.28%; Красноярский край — 36.04%.

Доставка «глазами покупателя»

  • Самый популярный способ получения интернет-заказов — самовывоз из пункта выдачи маркетплейса (26,5% опрошенных);
  • Курьерская доставка домой или в офис выбрана 21,4% участников опроса;
  • Скорость доставки является наиболее важным фактором для 30,9% респондентов;
  • Возможность примерки перед покупкой важна для 28,3% респондентов;
  • Стоимость доставки значима для 24,8% опрошенных;
  • Оповещение о статусе доставки заказа — наиболее важный аспект для 78,8% пользователей;
  • Большинство опрошенных (57,3%) могут отказаться от заказа из-за слишком высокой цены доставки;
  • 86% получили бесплатную доставку при совершении своего последнего заказа (при этом большинство получателей готово рассматривать платную доставку). При доставке курьером — охотнее, чем в случае с самовывозом.

Data Insight: в 2022 году онлайн-продажиинтернет-аптек увеличились на 45%

Data Insight: 20% ресторанов, не имеющих доставку, планируют запустить ее в 2023 году

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами