Доля ресторанных заведений с доставкой продолжает расти и после пандемии. Если в 2020 году доставку имели 42% заведений, то по итогам 2022 года эта доля доросла до 61%, и в 2023 году будет увеличиваться. Об этом рассказала руководитель проектного отдела Data Insight Елизавета Хоботина на конференции «Тема Еды».
Dimaris/shutterstock
Наиболее заметный рост е-кома показали ресторанные заведения Санкт-Петербурга — с 38% в 2020 году до 64% — в 2022. В Москве доставку развивают 62% заведений (52% — в 2020 году), в МО — 66% (53%), в городах-миллионниках — 61% (40%), в городах с населением от 500 тыс. человек — 59% (41%), от 100 тыс. человек — 60% (40%).
«В 2020 году наблюдался большой разрыв по использованию доставки в Москве и МО по сравнению с остальными регионами, но сейчас показатели по стране выравниваются, — рассказала Елизавета Хоботина. — Разница между регионами стала гораздо меньше. Причем, чем меньше город, тем выше роль доставки».
Рестораны, имеющие доставку, в среднем используют более одного способа заказа. Большую часть составляют заказы по телефону — 53%, через агрегаторов заказывают 44%, на сайте или в приложении компании — 33%, в соцсетях — 26%, с помощью бота в Telegram — 8%.
Продолжает расти вклад доставки в объем ресторанных заказов. Если в 2019 году в доставку входил примерно каждый десятый заказ, то весной 2023 года это уже каждый четвертый заказ. Вклад доставки вырос у 38% заведений.
«Наибольшим ресурсом развития е-кома обладают сетевые заведения, поэтому они стартовали раньше, чем остальные игроки, но сейчас у отдельных ресторанов доля использования доставки выше, чем у сетевиков, — отметила Елизавета Хоботина. — Для них доставка — способ повышения лояльности гостей. Доставку больше всего используют рестораны со средним чеком. Если чек маленький, доставка не рентабельна. Заведения с большим чеком дорожат своей эксклюзивностью, атмосферой и подачей блюда».
Рестораторы намерены запускать доставку и в будущем. По данным Data Insight на апрель 2023 года, 20% рестораторов, не имеющих сейчас доставку (это 40% всех ресторанов России), уже планируют внедрить доставку в этом году. Это 8% от всех ресторанов России. Примерно 11% рестораторов от этих 40% рассматривают такую возможность. Больше половины рестораторов — примерно 55% — не планируют использовать доставку, так как она подходит и нужна не всем.
Из тех, кто планирует, 54% рассматривают внешний сервис доставки, 46% думают создавать собственную службу. Рост будет продолжаться за счет ресторанов со средним чеком из небольших городов.
Data Insight: в 2022 году рынок розничной онлайн-торговли в России вырос почти на 40%
Data Insight: рынок С2С онлайн-торговли в 2021 году
Валерия Миронова, Retail.ru