Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Cтратегическим инвестором "АвтоВАЗа" может стать Олег Дерипаска или Renault
"Рособоронэкспорт" и "Тройка Диалог" обещают через полтора года ликвидировать перекрестное владение акциями на "АвтоВАЗе", но уже думают о публичном размещении 10-15% акций "АвтоВАЗа" и привлечении на завод стратегического инвестора. Им, по мнению нынешних хозяев "АвтоВАЗа", может стать Олег Дерипаска или Renault.
"АвтоВАЗ" с 1990-х гг. принадлежит сам себе: перекрестная схема владения акциями завода сложилась во времена контроля над ним Бориса Березовского. После ее ликвидации владельцами 75% плюс 1 акция "АвтоВАЗа" должны стать ФГУП "Рособоронэкcпорт" и "Тройка Диалог". Это займет до полутора лет, признавались партнеры. Но они уже подумывают о продаже части акций.
Никаких решений не принято, но технически размещение "АвтоВАЗа" возможно уже в этом году, говорит источник, близкий к руководству "АвтоВАЗа". Речь может идти о 10-15% акций, утверждает он. Для этого "АвтоВАЗ" готовит дробление своих акций с коэффициентом 1 к 100. При размещении, по мнению собеседника "Ведомостей", могут быть проданы как новые акции, так и часть тех, что "АвтоВАЗ" выкупит по оферте (приобретение 8,1% акций акционеры завода должны одобрить на годовом собрании 26 мая).
То, что руководство "АвтоВАЗа" изучает вариант с IPO, подтвердил еще один источник на "АвтоВАЗе". Представитель концерна Иван Скрыльник от комментариев отказался.
Одновременно руководители "АвтоВАЗа" думают и о продаже бумаг стратегическому инвестору, рассказали несколько чиновников и источников, близких к заводу. Речь идет о пакете не менее блокирующего, а инвестором может стать "Базовый элемент" Олега Дерипаски или Renault, утверждают чиновник, знакомый с руководителями "АвтоВАЗа", и источник, близкий к заводу. Дерипаска недавно обсуждал вопрос о покупке акций "АвтоВАЗа" в Кремле, говорит источник, близкий к администрации президента. Об этом слышал еще один бизнесмен, знакомый с руководством автозавода. Правда, еще один высокопоставленный чиновник, близкий к Кремлю, уверен, что речи о покупке Дерипаской акций не идет: "АвтоВАЗ" и "Русские машины" (управляют автомобильным бизнесом Дерипаски) будут совместно производить автокомпоненты.
Руководители "АвтоВАЗа", по словам близкого к ним источника, рассматривают разные варианты, и во многих фигурируют Дерипаска и (или) иностранный инвестор.
Ясность в этом вопросе может появиться в конце мая - начале июня, сообщил на прошлой неделе "Интерфакс" со ссылкой на своего источника: "Тогда станет понятно, будет ли "стратег", будет ли размещение на бирже". Острой необходимости в обеих сделках нет, полагает бизнесмен, знакомый с руководителями "АвтоВАЗа". IPO больше нужно для того, чтобы у "АвтоВАЗа" появились деньги на покупку своих же акций у "дочек", замечает он, стратегический инвестор нужен, чтобы разделить с "Рособоронэкспортом" ответственность за проекты предприятия и его будущее.
В "Базэле" обсуждать возможность покупки акций "АвтоВАЗа" отказались, в "Русских машинах" о подобных предложениях не слышали, утверждает представитель компании Елена Матвеева. Дерипаска в начале года заявил "Ведомостям", что "АвтоВАЗ" его никогда не интересовал. "Чтобы заниматься пассажирским автомобилестроением в России, надо чувствовать большой интерес к нему. Это слишком сложное производство, и, чтобы догнать иностранцев, нужно много усилий", - объяснял он.
Купить блокпакет акций "АвтоВАЗа" еще в прошлом году хотела Renault, но "Рособоронэкcпорт" ей отказал. Автоконцерны продолжают переговоры о сотрудничестве, отмечает представитель Renault Ольга Сергеева, но их суть компания не раскрывает.
Успех IPO и положительный эффект от продажи акций стратегическому инвестору неочевидны, считает аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Хорошо разместить акции на рынке "АвтоВАЗ" сможет, только если чиновники еще раз пообещают выделить заводу на его проекты $5 млрд, замечает она. Кирилл Чуйко из "Уралсиба" думает, что размещение "АвтоВАЗа" может привлечь только спекулятивных инвесторов: красивой истории, которую можно было бы "продать" широкому кругу покупателей, у завода нет. Вдобавок он стремительно теряет рынок и это не остановить, полагает Сахнова. В прошлом году доля "АвтоВАЗа" составила 31%, к 2010 г. Deutsche UFG прогнозирует ее на уровне 28%. С этой проблемой, по ее мнению, не сможет справиться ни Дерипаска, ни даже известный антикризисный менеджер, президент Renault Nissan Карлос Гон.
В 2006 г. "АвтоВАЗ" продал 724 000 автомобилей, выручка за девять месяцев 2006 г. - 112 млрд руб., чистая прибыль - 5 млрд руб., капитализация - $2,8 млрд. Фактически завод владеет сам собой: 66,5% голосующих акций принадлежит его "дочкам" - AVVA (38,43%), ЦО "АФК" (25,99%) и ИФК (2,08%). Более 20% - у "Тройки Диалог" и "Рособоронэкспорта".
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?