Декоративное изображение
11 261

Поделиться

COVID-19 вызвал самый крупный прирост продаж с начала 2020 года

На фоне распространения COVID-19 динамика продаж в крупнейших розничных сетях России на 11 неделе года (с 9 по 15 марта) ускорилась более чем в полтора раза по сравнению с неделей ранее.

Наталья Марова, Retail.ru

Наталья Марова, Retail.ru

Объём продаж на 11 неделе оказался самым высоким за 2020 за исключением первой недели года, на которую пришлась часть новогодних покупок.

Гречка, рис и сахар возглавили список наиболее быстрорастущих продуктов: в натуральном выражении продажи гречки на 11 неделе марта выросли на 66%, риса — на 64%, сахара — на 56%.

На фоне распространения COVID-19 динамика продаж в крупнейших розничных сетях России на 11 неделе года (с 9 по 15 марта) ускорилась более чем в полтора раза по сравнению с неделей ранее: с 8,3% в натуральном выражении на 10-й неделе года до 13,8% на 11-й. Объём продаж в эти семь дней оказался самым высоким за 2020-й год за исключением первой недели года. Учитывая, что средний темп роста продаж в крупнейших розничных сетях в России в 2020-м году составлял 8,3%, можно заключить, что закупки потребителей по причине подготовки к карантину внесли в продажи крупнейших розничных сетей в России на 11-й неделе 5,5 процентных пунктов роста.

Товары длительного хранения «для карантина» вновь оказались среди лидеров роста продаж, а гречка, рис и сахар возглавили список наиболее быстрорастущих продуктов: в натуральном выражении продажи гречки на 11 неделе марта выросли на 66%, риса — на 64%, сахара — на 56%.

В Москве, где сконцентрировался основной очаг распространения инфекции, цифры роста продаж в крупнейших розничных сетях оказались еще выше — по сравнению с предыдущей неделей динамика ускорилась почти в три раза c 5,2% до 14,9%. Продажи в наиболее востребованных товарных категориях в столице — гречки и риса — по сравнению с годом ранее выросли почти на 100%, сахара — на 43%, супов быстрого приготовления — на 38%, влажных салфеток — на 86%, средств для чистки дома — на 52%.

Динамика продаж товаров, ассоциирующихся с подготовкой к карантину, в крупнейших розничных сетях России

график

«Вторая неделя марта — яркий пример того, что может происходить с рынком товаров FMCG, когда типичные покупательские привычки отходят на второй план, уступая место ажиотажному спросу: случаев заражения коронавирусом становится все больше, а потребители начинают активно запасаться товарами на случай карантина, расширяя свою стандартную покупательскую корзину. Вместе с товарами первой необходимости они приобретают множество сопутствующих товаров, опасаясь того, что в ближайшем будущем будут ограничены в возможности совершать покупки и питаться как обычно», — комментирует Константин Локтев, директор по работе с ритейлерами Nielsen Россия.

Российские потребители продолжили активно запасаться товарами длительного хранения, но не ограничивались приобретением круп, консервов и средств гигиены. Помимо них они в больших количествах закупали мясо, сыры, алкогольные напитки, яйца. Так, темпы продаж алкоголя по сравнению с предыдущей 10 неделей марта ускорились более чем вдвое — с 7% до 15,5%. На 11 неделе месяца спрос на пиво вырос по сравнению с аналогичной неделей прошлого года на 15% в натуральном выражении, водку — на 10%.

Сильнее всего COVID-19 повлиял на ситуацию в центральном регионе, где рост продаж за неделю ускорился более чем вдвое и составил 14,6% по сравнению с аналогичной неделей 2019 года. Еще более интенсивно покупатели запасались продовольствием и средствами гигиены в Северо-Западном регионе, где в период с 9 по 15 марта продажи оказались выше значений прошлого года на 18,6%.

Покупки онлайн

С началом покупательского ажиотажа, связанного с распространением нового коронавируса, рост онлайн-продаж FMCG увеличивался темпами, значительно опережающими среднегодовые (которые составляют около 50% в год). В период с 9 по 15 марта онлайн-продажи товаров повседневного спроса выросли на 81%. Однако в отличие от офлайн-магазинов, в интернете потребительская корзина оказалась более разнообразной. Помимо товаров для «карантина» сильнее всего распространение COVID-19 отразилось на таких категориях, как супы быстрого приготовления (271%), туалетная бумага (185%), чистящие средства для дома (171%), соусы (136%), а также ультрапастеризованное молоко (128%) и вода (102%). Рекордсменом онлайн-продаж стала категория макаронных изделий, где рост в натуральном выражении составил 273% к аналогичной неделе прошлого года.

Динамика онлайн-продаж товаров FMCG, ассоциирующихся с подготовкой к карантину

график

«Тренд на рост популярности онлайна отмечается и в других европейских странах, которые затронула эпидемия — Великобритании, Франции, Италии. В России, как и в перечисленных странах, наблюдается не только более активный спрос на товары со стороны существующих онлайн-покупателей, но и вовлечение в этот канал торговли новых покупателей, у которых еще не было опыта приобретения FMCG-продуктов онлайн», — говорит Константин Локтев.

Ранее Nielsen сообщал о том, что табак захватил рейтинг FMCG-брендов в России.

Кроме того, согласно исследованию Nielsen, в России стало больше нелегальных сигарет

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами