Декоративное изображение
6 034

Поделиться

COVID-19: как покупатели готовятся к пандемии?

Более половины (53%) опрошенных потребителей в России признались, что «скорее озабочены» или «очень озабочены» распространением коронавируса.

Juraj Varga / Pixabay

Juraj Varga / Pixabay 

Уже 5% потребителей в России закупали какие-либо продукты, чтобы подготовиться к проявлениям коронавируса, 7% — медикаменты, 18% — дезинфицирующие средства и средства для личной гигиены, но спрос в разных регионах распределяется неравномерно.

За первую неделю марта продажи товаров длительного хранения, которые ассоциируются с подготовкой к карантину, росли в крупнейших розничных сетях России двузначными темпами: круп — на 27,8%, замороженной продукции — на 40,9%, макаронных изделий — на 18,8%, влажных салфеток — на 21,4%.

18 марта, Москва — В странах, где ситуация с распространением нового коронавируса приняла масштабы эпидемии, например, Китае, Южной Корее, Италии, Иране, можно обнаружить сходство того, как потребители готовятся к потенциальному карантину и запасаются необходимыми для этого продуктами. Сначала двузначными темпами растут продажи средств личной гигиены, масок и антисептиков, затем, по мере распространения инфекции, потребители начинают пополнять запасы продовольствия: круп, консервированных и замороженных товаров и других продуктов с длительным сроком хранения.

Похожие тренды теперь можно заметить и на российском рынке товаров повседневного спроса. По мере того, как увеличивается число заболевших новым вирусом, а потребители все чаще сталкиваются с ситуацией ажиотажа в магазинах, продажи товаров FMCG ожидаемо начинают расти более быстрыми темпами. По данным ритейл-аудита Nielsen в крупнейших розничных сетях по всей стране, за первую неделю марта (со 2 по 8 марта), когда появились первые сообщения о повышении спроса на продукты питания и средств личной гигиены в магазинах и онлайн-точках продаж, потребители действительно приобрели больше товаров с длительным сроком хранения, например, круп, замороженной продукции, макаронных изделий, влажных салфеток. Их продажи в натуральном выражении за эту неделю выросли по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 27,8%, 40,9%, 18,8%, 21,4% соответственно.

«Еще в феврале повышенный спрос на товары повседневного спроса не наблюдался, но по мере развития ситуации вокруг распространения коронавируса нетипичная модель поведения покупателей проявилась в полной мере. На первой неделе марта рост продаж произошел во многих продуктовых категориях. Часть этого прироста, вероятно, обусловлена ажиотажем вокруг COVID-19, другая — произошедшем на той же неделе ослаблении рубля, однако не стоит забывать и общих тенденциях на рынке FMCG — индивидуальных для каждой категории», — комментирует Константин Локтев, директор по работе с ритейлерами Nielsen Россия.

Nielsen-COVID

Рост продаж произошел и во многих других товарных категорий, которые традиционно ассоциируются с подготовкой к «карантину», например, замороженных и консервированных овощах, продуктах быстрого приготовления.

Динамика продаж товаров, ассоциирующихся с подготовкой к карантину, за последние две недели*, Nielsen

таблица

*(ритейл-аудит Nielsen в крупнейших розничных сетях России, период — 10 неделя 2020 по сравнению с аналогичным периодом годом ранее)

«Думая о перспективах развития событий, ритейлерам и производителям важно не забывать о смежных категориях товаров, спрос на которые может увеличиться (например, после всплеска продаж антибактериальных гелей, как правило, растут и продажи кремов для рук), а также об онлайн-магазинах, где проще найти те товары, которые могут не оказаться в наличии на физической полке», — комментирует Константин Локтев, директор по работе с ритейлерами Nielsen Россия.

Повышенный спрос на товары «для карантина» не обошел стороной и интернет-магазины, в которых потребителям проще закупиться впрок. За первую неделю марта продажи макаронных изделий по сравнению с таким же периодом годом ранее выросли на 209,2%, каш и сухих завтраков — на 125%, супов быстрого приготовления — на 150,1%, чая — на 102,1%, средств для чистки дома — на 126,3%, туалетной бумаги — на 125%, что опережает средние темпы роста рынка интернет-торговли продуктами питания в целом (50% год к году в среднем).

Какие меры предпринимают потребители?

Данные ритейл-аудита в крупнейших розничных сетях России подтверждают и результаты опроса, проведенного Nielsen среди потребителей. Более половины (53%) респондентов признались, что «скорее озабочены» или «очень озабочены» распространением коронавируса. Пятая часть опрошенных (22%) сказали, что отменили путешествия за границу, столько же (22%) ограничили пользование общественным транспортом, а почти треть (32%) отказались от посещения общественных мероприятий.

На момент проведения опроса 5% потребителей в России уже закупали какие-либо продукты, чтобы подготовиться к возможному карантину, 7% — медикаменты, 18% — дезинфицирующие средства и средства для личной гигиены. И судя по динамике продаж этих товаров в крупнейших розничных сетях, число таких потребителей стремительно растет по мере появления новых случаев заболевания, но спрос в разных регионах на текущий момент распределяется неравномерно.

Среди тех, кто закупал продукты, наиболее популярными товарами стали крупы (87%), консервы (79%), макароны (75%) и кофе и чай (62%). Что касается средств гигиены, больше всего респондентов приобретали медицинские маски (76%), влажные салфетки с дезинфицирующим эффектом (67%), а также антисептические гели для рук (65%).

Nielsen-COVID

«В случае дальнейшего распространения вируса есть все основания полагать, что продажи товаров FMCG в краткосрочной перспективе начнут расти: потребители, ожидаемо, станут реже посещать кафе и рестораны, многим придется или уже пришлось отменить запланированные путешествия. Свою роль сыграет и ослабление рубля, которое вынудит покупателей в некоторых категориях сделать небольшие запасы по „старым“ ценам, но ожидать существенного объема подобных закупок не стоит. В долгосрочной же перспективе это может привести к переосмыслению того, как потребители совершают покупки и за счёт каких факторов можно улучшить эффективность своего бизнеса. Ритейлерам и производителям FMCG-товаров сейчас как никогда ранее важно позаботиться о качественной логистике, а также уделить внимание коммуникации с потребителями, если они хотят убедить тех, что именно их продукт заслуживает того, чтобы его купили: подтвердить качество, подчеркнуть особенности, связанные с полезными свойствами, или напомнить о курьерской доставке „до двери“ без необходимости встречать курьера. Кроме того от этой ситуации могут выиграть локальные производители, так как продукция российского производства, по мнению покупателей, может оказаться безопаснее импортной. Уже каждый пятый опрошенный Nielsen потребитель в России сказал, что стал обращать больше внимания на страну происхождения приобретаемого товара», — комментирует Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.

Ранее Retail.ru узнал, как коронавирус влияет на работу компаний в России.

Коронавирус и ритейл: вся правда о пустых полках магазинов.

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами