• Обучение на Retail.ru
  • Семинары
  • Обучающие компании
  • Преподаватели
  • Ближайшие семинары по категорийному менеджменту, переговорам, дистрибуции, маркетингу, 54-ФЗ на портале Retail.ru.


    Проект Retail.ru знают ведущие игроки рынка с 1999 года, более 24 лет мы представляем вашему вниманию актуальные новости, а также статьи, интервью, мастер-классы, фоторепортажи, кейсы, выпускаем книги, создаем печатные версии сайта.

Ближайшие семинары по категорийному менеджменту, переговорам, дистрибуции, маркетингу, 54-ФЗ на портале Retail.ru. 


Проект Retail.ru знают ведущие игроки рынка с 1999 года, более 24 лет мы представляем вашему вниманию актуальные новости, а также статьи, интервью, мастер-классы, фоторепортажи, кейсы, выпускаем книги, создаем печатные версии сайта.

Ближайшие семинары по категорийному менеджменту, переговорам, дистрибуции, маркетингу, 54-ФЗ на портале Retail.ru.


Проект Retail.ru знают ведущие игроки рынка с 1999 года, более 24 лет мы представляем вашему вниманию актуальные новости, а также статьи, интервью, мастер-классы, фоторепортажи, кейсы, выпускаем книги, создаем печатные версии сайта.

Ближайшие семинары по категорийному менеджменту, переговорам, дистрибуции, маркетингу, 54-ФЗ на портале Retail.ru.


Проект Retail.ru знают ведущие игроки рынка с 1999 года, более 24 лет мы представляем вашему вниманию актуальные новости, а также статьи, интервью, мастер-классы, фоторепортажи, кейсы, выпускаем книги, создаем печатные версии сайта.

Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
3263

Поделиться

Что творится на рынке торговой недвижимости

Преодолевая уныние, или Чего ждать от рынка недвижимости

Прошлый год на рынке коммерческой недвижимости отмечен историческим максимумом по объему сделок, в частности объектами приобретений стали по крайней мере пять из десяти лучших офисных объектов Москвы, торговый центр «Галерея» и московский отель Ritz Carlton. Кроме того, многие инвесторы удачно смогли воспользоваться кратким периодом, когда международные банки были расположены предоставлять дешевые кредиты.

После этого всплеска первая половина 2012 года смотрится скучновато, а новости с глобальных рынков капитала и практически из всех секторов российской недвижимости подталкивают к унынию: низкое чистое поглощение офисных помещений, прирост розничного товарооборота едва выше инфляции и ниже 10%, средние ставки аренды и цены продажи, не достигнув максимальных исторических уровней, могут опять пойти вниз.

Конечно, мы лишились главной прелести докризисного рынка – всеобщего роста. Вместе с тем у игроков появилось гораздо больше качественной информации и разностороннего опыта для определения новых возможностей и реализации задуманного.

Во-первых, российский рынок инвестиций в недвижимость доказал за прошедшие три года свою самостоятельность. Суммарный объем инвестиций за 2009–2011 годы практически сравнялся с тем, что был в 2006–2008 годах. При этом российский капитал составил приблизительно три четверти этого объема по сравнению с одной четвертой в предыдущей трехлетке (по данным Cushman & Wakefield).

Самый большой сюрприз в том, что, кроме традиционных для России крупных финансово-промышленных групп появляются новые игроки – негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. Сумма пенсионных накоплений в системе в 2006–2011 годах в среднем росла на 11% в квартал, причем в негосударственном секторе с удвоенной скоростью (Investfunds.ru). Возможно, это и есть те самые долгожданные институциональные деньги, только, видимо, они будут номинированы в рублях.

Наиболее укоренившиеся международные инвесторы продолжают играть почетную роль пионеров рынка и носителей лучших практик. И все же иностранные инвесторы и многие традиционные российские игроки сохраняют преимущественно оппортунистический характер и на фоне новых институциональных инвесторов могут потерять влияние.

Во-вторых, нарастает концентрация игроков, обостряется конкурентная борьба между более крупными игроками за лидерство, ресурсы и проекты на узком рынке. В связи с этим после первого шока в 2008–2009 годах и массового сокращения издержек стали заметнее попытки больше использовать конкурентные преимущества и защитить свои ниши: фокус и дифференциация. Игроки, с одной стороны, сконцентрировали усилия на наиболее комфортном для каждого секторе недвижимости или региональном рынке. Вместе с тем остро возникла необходимость сделать свой продукт особенным.

Эти две тенденции породили ряд новых идей и предложений: полностью отделанное жилье эконом-класса, аутлет-центры, ритейл-парки и пр. Крайняя форма дифференциации (настройка продукта под требования конкретного заказчика) проявилась в строительстве складов под арендатора/покупателя. В сфере инвестиций также произошел сдвиг от привычных фондовых схем к модели совместных инвестиций. Некоторые из этих идей еще находятся на самых ранних стадиях и могут стать двигателем роста для многих игроков.

И наконец, рынок в течение последних трех лет жил в основном за счет ранее начатых и действующих проектов. Этому способствовали быстрое падение и последовавший отскок цен на готовые активы, высокая неопределенность относительно перспектив экономической ситуации, заметные изменения градостроительных правил игры. В результате произошел крупный оборот и накопление капитала, готового к дальнейшему инвестированию. Будет ли он устремляться в новое строительство и новые территории или повторит только что пройденный путь, зависит от реализации худшего или лучшего макроэкономического сценария.

Алексей Козак, соруководитель группы инвестиций в недвижимость «ВТБ Капитала» для РБК daily

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами