Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Чиновники собираются воспользоваться исключительным правом регулировать цены
Правила игры разделяла специальный корреспондент отдела потребрынка Анна Рябова
Есть много подтверждений тому, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС) чутко следит, чтобы цены на продукцию определялись только рыночными механизмами. Например, в конце января ФАС сделала предупреждение аналитическому агентству DSM Group, в обзоре которого говорилось, что рост цен на лекарства в 2009 году составит 20%,— ведомство посчитало, что некоторые производители воспримут прогноз как руководство к действию. Похожее предупреждение в 2008 году получил «Базэлцемент», гендиректор которого обещал в интервью “Ъ” рост цен на цемент до 10– 12 тыс. руб. за тонну.
Но у любого правила бывают исключения. Например, если установлением цен занимается государство, то возможности специалистов антимонопольной службы сильно ограниченны. Кстати, о правовом произволе речи не идет: статья 13 закона «О защите конкуренции» допускает ценовой сговор, основанный на «государственном нормативно-правовом акте». Правда, про такие акты мы еще не писали, пока только про рекомендации. Например, в октябре 2007 года по рекомендации Минсельхоза производители и ритейлеры подписали знаменитое соглашение о замораживании цен на социально значимые продукты. Чиновники из ФАС тогда все же настояли на сужении списка замораживаемых товаров до менее 20% рынка, как требует закон.
В прошлый четверг Минсельхоз снова мужественно встал на пути у инфляции: глава ведомства Алексей Гордеев заявил, что министерство приступило к расчету индикативных цен на шесть основных продуктов питания (назвал только молоко), пообещав, что эти цены будут экономически оправданными. Для меня такая позиция не стала откровением, потому что двумя днями ранее довелось присутствовать на селекторном совещании по зерну, проводимом первым вице-премьером Виктором Зубковым. Присутствовавшим поведали, что в Оренбургской области хлеб стоит 28,2 руб. за килограмм, а вот в Курской — уже 40,3 руб. Губернатор последней Александр Михайлов свалил вину на обеспеченных курян, портящих статистику, покупая дорогой хлеб во «всяких гипер- и супермаркетах». Господин Зубков поразился и пообещал «укоротить руки тем, кто хулиганит на рынке». Чиновник считает, что хлеб должен продаваться не дороже 25 руб. за килограмм.
А на следующий день первый вице-премьер потребовал от Минсельхоза к 1 марта добиться заключения ценового соглашения между производителями молока, переработчиками и ритейлерами, которое рынок воспринял как введение фиксированных закупочных цен на молоко. Когда до кризиса замораживались только розничные цены и только на социально значимые молочные товары (переработчики все-таки могли повышать цены на высокомаржинальные продукты), компания «Вимм-Билль-Данн» все равно пересмотрела прогноз по EBITDA в 2008 году в сторону снижения с $410–430 млн до $370– 395 млн. Теперь чиновники собираются воспользоваться исключительным правом регулировать цены в больших масштабах. Интересно, во сколько это обойдется компаниям?
Анна Рябова, КоммерсантЪ
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.