Декоративное изображение
3 272

Поделиться

Чешская PPF интересовалась "Евросетью" и даже успела провести due diligence

Интерес чешской группы PPF к российскому ритейлу не ограничивается кредитованием сети "Эльдорадо" под залог акций. Предложения PPF о покупке сотовых салонов "Евросеть" поступали как основателям этой сети Евгению Чичваркину и Тимуру Артемьеву, так и нынешнему владельцу Александру Мамуту. Источники, знакомые с инвестиционными планами PPF, утверждают, что группа присматривается ко всем розничным сегментам.

О том, что представители PPF предлагали совладельцам "Евросети" Евгению Чичваркину и Тимуру Артемьеву выкупить их бизнес, рассказал источник в инвесткругах, знакомый с ходом переговоров. По его словам, чехи, которые договорились о вхождении в акционерный капитал крупнейшей компании по продаже бытовой техники и электроники "Эльдорадо", планировали интегрировать с ней бизнес "Евросети". Другой источник, знакомый с ситуацией, добавляет, что PPF вступило в переговоры и с господином Мамутом (в понедельник его инвесткомпания ANN стала владельцем 100% "Евросети"), причем еще до закрытия его сделки с господами Чичваркиным и Артемьевым. "Группе интересна любая розничная сеть с большой проходимостью, так как у PPF есть финансовый ритейл (сеть отделений по предоставлению розничных финансовых услуг)", — отметил он.

В России чешская финансовая группа PPF совладеет Чешской страховой компанией, Хоум Кредит энд Финанс Банком, Номос-банком, "Полиметаллом", "Ингосстрахом". 95% группы принадлежит Петеру Келлнеру, 5% — Иржи Шмейцу.

У PPF и господина Мамута богатый опыт совместных проектов в России, несмотря на то, что по главному из них не прекращаются судебные разбирательства: миноритарные акционеры "Ингосстраха" (PPF контролирует 38,5% страховщика) оспаривают итоги инициированной структурами Олега Дерипаски допэмиссии компании, в результате которой была размыта доля чешской группы. Кроме того, этим летом PPF и господин Мамут выступали партнерами по сделке группы ИСТ Александра Несиса, выкупив совместно у Сулеймана Керимова контрольный пакет акций второй по величине в России золотодобывающей компании "Полиметалл".

Официальный представитель PPF Алексей Бехтин отрицает, что в настоящее время группа ведет переговоры с "Евросетью". Но другой топ-менеджер PPF на условиях анонимности рассказал вчера, что чехи успели даже провести due diligence ритейлера. Александр Мамут не стал комментировать возможные переговоры с PPF, подчеркнув, что готов говорить о продаже лишь неконтрольной доли в "Евросети". Экс-совладелец и председатель совета директоров "Евросети" Евгений Чичваркин заявил, что он знает о предложениях PPF. Другой экс-совладелец салонов Тимур Артемьев отказался от комментариев.

По словам одного из партнеров PPF в России, переговоры с "Еросетью" начались около полугода назад. "Группе по-прежнему интересен этот актив, но из-за открытия кредитной линии "Эльдорадо" на $500 млн PPF пока не может себе позволить эту сделку и активно пытается привлечь финансирование в банках Восточной Европы",— поясняет он. Владелец "Эльдорадо" Игорь Яковлев отказался комментировать планы своего нового партнера.

Если PPF интересует покупка розничных сетей, то сейчас у нее большой выбор, говорят собеседники. "В условиях кризиса и невысокой рентабельности (например, ранее сотрудник АФК "Система" утверждал, что доходность бизнеса сотовых ритейлеров по чистой прибыли всего 2-5%) на розничном рынке скоро начнется бум недорогих сделок M&A, поскольку у собственников бизнеса больше не остается вариантов по привлечению средств",— считает аналитик ИК "Совлинк" Павел Жаворонков. По мнению управляющего партнера Advance Capital Олега Сенькова, в случае если у розничной сети значительные краткосрочные финансовые обязательства, дисконт на ее стоимость может достигать 50%.

По данным Росстата, оборот розничной торговли в России в 2007 году вырос по сравнению с прошлым годом на 15,2%, до $457,1 млрд. Но несмотря на значительные темпы роста, многие ритейлеры с начала годы были вынуждены пересмотреть свои инвестиционные планы из-за резкого повышения стоимости кредитных средств. Особенно сложно пришлось уже закредитованным под завязку "Евросети", "Дикси", "Копейке", "Патэрсону", "36,6" — они замедлили расширение и стараются повысить эффективность "старых" магазинов (см. "Ъ" от 11 апреля). Усугубила ситуацию, по мнению ритейлеров, Федеральная налоговая служба, объявившая 2008-й "годом торговли". Налоговые претензии к самим сетям или их владельцам впервые затронули крупный бизнес — "Эльдорадо", "Техносилу", "Связной", "Арбат Престиж" и др.

Ъ

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами