Декоративное изображение
3 723

Поделиться

Чем больна российская рыба

Российская рыба задыхается от нефти в 47 раз больше, чем от браконьерства

Федеральное агентство по рыболовству подготовило проект приказа «О расследовании фактов гибели водных биоресурсов и загрязнения среды их обитания».

– Массовый мор рыбы в Курской области, да и в целом статистика заморов, происходящих из-за регулярных сбросов загрязняющих веществ промышленными, коммунальными, сельскохозяйственными и иными предприятиями, требуют срочных мер, – рассказали «Известиям» в Росрыболовстве.

Если раньше главная опасность для рыбы исходила от браконьеров, то теперь все иначе. В частности, незаконный вылов браконьерами водных биоресурсов в 2010 году составил немногим более 383 т, а потери от осуществления в 2010 году хозяйственной и иной деятельности – 18 144 т.

По данным ведомства, в 2009 году территориальные управления службы зафиксировали 19 случаев массовой гибели рыбы, ущерб от них составил 640 тыс. рублей. Постепенно тенденция к сокращению различных популяций укреплялась, и уже в 2011 году было зафиксировано 48 случаев (ущерб – более 10 млн рублей). В 2012 году потери составили более 13 млн рублей, всего за полгода зафиксировано 26 случаев массового замора.

– Любые выбросы – будь то нефтяных, канализационных или каких-либо иных стоков промышленных предприятий – влияют на состояние популяции, сегодня это одно из самых мощных антропогенных давлений на популяцию рыб, – рассказывает председатель Общественного совета при Росрыболовстве Александр Савельев. – Мы можем влиять только путем предъявления исков, а также либо в досудебном и послесудебном порядке – с изложением системы аргументов, почему то или иное предприятие наносит ущерб рыбным ресурсам.

Других механизмов воздействия, считай, нет. Штрафы за причиненный ущерб идут исключительно на восстановление популяции – на эти деньги приобретаются мальки в рыборазводных заводах.

Помимо нефтеразливов, более всего влияющих на запасы рыбы в стране, ощутимый вред наносит строительство гидротехнических сооружений, прокладка нефтепроводов и газопроводов, дноуглубительные работы.

К примеру, в последние годы в акватории Финского залива Балтийского моря активно ведется деятельность, связанная с добычей нерудных материалов (строительных песков), разработкой месторождений марганцево-калиевых конкреций (месторождение «Рондо»), строительством нефтеналивного терминала в районе поселка Вистино, перегрузочных комплексов Морского торгового порта Усть-Луга.

– Без сомнения, такие проекты необходимы для развития региона и в целом Российской Федерации, но надо понимать, что вместе с тем мы наносим урон рыбному хозяйству, – считают в Росрыболовстве.

Объемы добычи в Финском заливе таких видов рыб, как минога, корюшка, колюшка, лещ, плотва, ерш, судак, снизились с 6680 т в 1972–1984 годах до 1 тыс. т в 2007–2010 годах.

21 августа Россельхознадзор сообщил о массовом море рыбы в Щигровском районе Курской области – это случилось сразу после того, как соседнее сельхозпредприятие обработало поля гербицидами.

Зарегулирование стока реки Волги каскадом гидротехнических сооружений практически полностью перекрыло доступ осетровым видам рыб на естественные нерестилища. Как следствие, по данным рыбохозяйственной науки популяции осетровых видов рыб за последние 15 лет сократились на 97%, уловы с 15–20 тыс. т в 1970-х годах снизились до 0,47 тыс. т в 2004 году, а с 2005 года промысловый вылов осетровых видов рыб полностью прекращен и осуществляется только для целей воспроизводства и их изучения.

Спасение потребителей в руках самих потребителей

Когда речь идет о нефтяных разливах, то шансы на выживание у рыбы стремятся к нулю, уверен директор ВНИИ Рыбного хозяйства и океанографии Анатолий Макоедов. В случае с канализационными сливами рыба чаще выживает, но попадает в сети рыбаков уже зараженной токсичными веществами.

– У нас никто не контролирует качество рыбы на предмет содержания в ней солей тяжелых металлов или каких-то иных вредных веществ, – говорит председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков. – Вылавливают все подряд и все подряд либо замораживают, либо в консервы перерабатывают. Чтобы Роспотребнадзор пришел и проверил качество рыбных консервов в магазине, ему нужно получить санкцию прокуратуры. При этом плановую проверку можно проводить раз в три года.

С Роспотребнадзором «Известиям» связаться не удалось.

– Если Россельхознадзор дает добро на продажу рыбы, это знак того, что она ничем не заражена, – возражает Савельев.

Впрочем, он подчеркивает, что так должно быть в идеале.

– Конечно, не исключено, что какая-то партия не проверена, тут каждый покупатель должен быть в какой-то степени инспектором, – заключает Савельев.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами