Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Чай и кофе – на Алтае, сладости – в Ингушетии: названы регионы-лидеры России по производству подарков
Банк для предпринимателей и предприятий «Точка» и маркетплейс цветов и подарков Flowwow провели совместное исследование и выяснили, какие направления бизнеса в сфере подарков сейчас популярны, и в каких регионах чаще всего предприниматели производят такие товары.
Лидером стали такие категории как наборы из чая и кофе, за которыми следуют сладкие подарки. Аналитики также отметили, что предприниматели активно развиваются в сегменте косметики и парфюмерии, тогда как количество бизнесов, связанных с украшениями и изделиями ручной работы из керамики, сокращается.
Фото: Netrun78/Shutterstock/Fotodom
Доля предпринимателей в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге составляет от 21% до 51% в зависимости от рассматриваемой сферы. Минимальная концентрация бизнеса в этих регионах (21%) наблюдается в сегменте сладких подарков, а максимальная (51%) — в косметике и парфюмерии. Москва, МО и Санкт-Петербург традиционно отличаются высокой деловой активностью, что объясняет их лидерство в анализируемых сферах. Однако при анализе с учётом плотности предпринимателей лидеры меняются: Алтай возглавляет сегмент чая и кофе (10 бизнесов этого направления на 10 тыс. предпринимателей), Ингушетия — кондитерский сегмент (33 бизнеса на 10 тыс.), а Костромская область — сегмент украшений (23 на 10 тыс.). Это в том числе связано с развитием внутреннего туризма, локальными традициями и господдержкой.
Как считали
Для исследования выбрали несколько востребованных категорий подарков после цветов в России. Для каждого сегмента определили ОКВЭДы, в которых зарегистрированы бОльшая часть предпринимателей, производящая эти товары.
Источник: реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП
Чтобы собрать статистику, проанализировали данные из баз ЕГРЮЛ и ЕГРИП, обороты в соответствующих ОКВЭДах клиентов «Точки», спрос на подарки и их стоимость из сервиса Flowwow.
Популярные сферы
Аналитики отмечают, что большинство новых предпринимателей в сфере подарков выбирают направления, связанные с производством чая и кофе. За последние два года количество действующих компаний в этой области стабильно растет: +3,89% в 2024 году и +4,16% в 2023 году.
Положительную динамику также показывают такие направления, как сладкие подарки (на 3,39% в 2024 году) и косметика и парфюмерия (0,97%). При этом в сфере украшений и керамических изделий, выполненной своими руками, количество действующих бизнесов постепенно снижается.
Динамика количества действующих компаний год к году
Источник: реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП
Количество действующих компаний на декабрь 2024
Источник: реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП
В 2024 году в большинстве месяцев регистраций новых бизнесов из рассмотренных аналитиками сегментов было больше, чем ликвидаций. Исключения составили январь, когда ликвидации превысили регистрации во всех сегментах, и декабрь, где такая ситуация наблюдалась везде, кроме кондитерских и пекарен.
Отношение регистраций к ликвидациям
На сколько процентов регистраций было больше (или меньше, если значение отрицательное) в тот или иной месяц относительно предыдущего.
Источник: реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП
«Мы фиксируем активный рост спроса со стороны клиентов в сфере подарков по таким категориям, как сладкие подарки, чай и кофе. По нашим данным, в 2024 году востребованность первых выросла на 67% по сравнению с 2023 годом. Чайных и кофейных наборов – на 75%. При этом средний чек за сладкие подарки за год увеличился почти на 15% и составил 2978 рублей за одну единицу. На чайные и кофейные презенты стали тратить на 3,37% меньше — 2323 рублей за упаковку», — отметила Вера Моденова, операционный директор Flowwow.
Изменение среднего чека год к году
Источник: данные Flowwow
Обороты в сегментах чая, кофе и кондитерских изделий продолжают расти. В 2024 году продажи в чайной нише увеличились на 18,98%, а в кондитерской — на 12,9% по сравнению с 2023 годом.
Изменение медианных оборотов год к году
Источник: данные клиентов «Точки»
Портрет предпринимателя
Большинством предпринимателей, работающих в сфере подарков, являются женщины в возрасте 40 лет. Они открывают свое дело в 53% случаев. Исключением является ниша чая и кофе, где свой бизнес чаще всего открывают мужчины в возрасте 40 лет (59%).
Почти половину предпринимателей, занятых в нише чая и кофе, приходится на Москву, Санкт-Петербург и Московскую область. Их доля в этих регионах составляет 26,87%, 9,1% и 8,31% от всех предпринимателей, занятых в этой нише. Эти же регионы являются абсолютными лидерами по количеству предпринимателей в сфере кондитерских изделий: в Москве – 10,28%, Московской области – 5,93% и Санкт-Петербурге – 4,3%.
Из каких регионов основная доля предпринимателей
Наборы чая и кофе
Источник: реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП
Сладкие подарки
Источник: реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП
Косметика и парфюмерия
Источник: реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП
Украшения
Источник: реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП
Изделия ручной работы из керамики
Источник: реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП
Такие позиции в рейтинге объясняются высокой концентрацией предпринимательской активности в этих регионах.
Однако при анализе данных с учетом плотности предпринимателей в регионе выявляются другие любопытные результаты. В сегменте чая и кофе лидером становится Алтай, где на каждые 10 тысяч предпринимателей приходится 10 представителей этого направления. За ним следуют Москва с 8 предпринимателями и Калининградская область с показателем 7 на каждые 10 тысяч.
В сегменте кондитерских и пекарен лидерами становятся Ингушетия, Пензенская и Сахалинская области, где на каждые 10 тысяч предпринимателей приходится 33, 21 и 20 представителей этого направления соответственно.
Аналитики Точки отмечают, что развитие развитие отдельных отраслей предпринимательства в указанных регионах обусловлено сочетанием государственной поддержки, культурных традиций, географических особенностей и потребительских предпочтений.
Так, например, Алтайский регион славится своими травами и природным сырьем, что делает его одним из центров производства травяных чаев в России. Также Алтай – это активно развивающееся туристическое направление, поэтому чаи выступают не только как повседневный продукт, но и как сувенир.
В Республике Ингушетия активно внедряются программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, которые, в сочетании с культурными традициями региона, где сладости играют значимую роль, способствуют увеличению числа предпринимателей в сегменте кондитерских и пекарен.
В каких регионах больше всего предпринимателей именно этих сегментов Доля в каждом регионе от всех предпринимателей из этого сегмента, человек на 10 тыс. предпринимателей в регионе
Наборы чая и кофе
Источник: реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП
Сладкие подарки
Источник: реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП
Косметика и парфюмерия
Источник: реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП
Украшения
Источник: реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП
Изделия ручной работы из керамики
Источник: реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП
Retail.ru
Интервью

Как дарккитчен из Вологды превратился в сеть из 52 пиццерий в 26 городах страны.