Декоративное изображение
4 364

Поделиться

Частные компании могут отстранить от производства и продажи алкоголя

Застольная госмонополия

Президент Дмитрий Медведев не исключает, что для борьбы с алкоголизмом может быть введена государственная монополия на производство и оборот спирта и алкогольной продукции. Рассмотреть последствия такой меры поручено премьер-министру Владимиру Путину в срок до 1 марта.

«Оценить наличие необходимых условий» для введения госмонополии и «определить возможные сроки» господину Путину было поручено по итогам прошедшего 12 августа в Сочи совещания, посвященного мерам по снижению потребления алкоголя в стране. Весь перечень поручений был опубликован на сайте президента kremlin.ru в прошедшую пятницу (о некоторых из поручений см. справку).

Пресс-секретарь господина Путина Дмитрий Песков подтвердил, что вопрос о госмонополии рассматривается «в прикладном плане». По его словам, эта возможность обсуждалась и раньше — например, в ходе общения премьер-министра с руководителями фракций. В июне премьер действительно отметил, что «разделяет подход» спикера Госдумы Бориса Грызлова, предложившего ввести госмонополию на производство спирта. А в июле Минэкономразвития и Росалкоголю было поручено ввести лицензирование перевозок этилового спирта (см. “Ъ” от 17 августа).

Но вопрос монополизации производства или оборота (то есть оптовой и розничной продажи) готовой алкогольной продукции на таком уровне еще не рассматривался. «Это детали, которые легко решаются,— заверил “Ъ” господин Песков.— Сначала правительству надо оценить целесообразность формы монополии как таковой».

По словам адвоката Московской областной коллегии адвокатов Дениса Узойкина, любая форма монополии, будь то создание государственного оператора, введение квот или ужесточение условий лицензирования производства и торговли (к примеру, запрет на реализацию алкоголя в магазинах площадью менее 1 тыс. кв. м), будет означать ограничение прав частных собственников. Согласно ст. 1 Гражданского кодекса, это разрешено только «в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». «Организация монополии ради избавления России от алкоголизма вполне в эту норму укладывается»,— отмечает господин Узойкин.

За исключением Белоруссии, прецедентов госмонополии на производство алкоголя в мире нет, в отдельных странах государство само занимается продажей этой продукции (см. справку).

По данным Росстата, в 2008 году в России было выпущено 45,2 млн дал этилового спирта (отчиталось 132 предприятия), 121,5 млн дал водки (301), 10,4 млн дал коньяков (109). «Ренессанс Капитал» оценивал емкость рынка в 2008 году в 486,6 млрд руб., в 2009-м — в 541,5 млрд руб.

По данным Росстата, в 2008 году розничный товарооборот продуктов питания составил примерно $253 млрд. Примерно 10% приходится непосредственно на алкоголь, уточняет исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. Но если в магазине нет алкоголя, он лишается до 20% выручки, так как покупатель отказывается и от приобретения сопутствующих товаров, уточняет эксперт. То есть в случае отказа от торговли алкоголем розничные операторы могут потерять до $51 млрд.

Впрочем, глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз уверен, что воплощение в жизнь крайнего варианта — классической монополии на производство и продажу алкоголя — абсолютно нереально. Только на создание специализированной розницы могут потребоваться десятки миллиардов долларов: совладелец виноторговой компании Simple Максим Каширин подсчитывал, что алкоголем в России торгует около 250 тыс. розничных точек, а инвестиции только в один специализированный магазин гендиректор сети «Коллекция вин» Андрей Ткемаладзе оценивал в $70– 100тыс. Даже «Росспиртпром» для дистрибуции своих водок привлекает частную компанию: как сообщал “Ъ” 11 сентября, госхолдинг заключил эксклюзивное соглашение с Восточно-Европейской дистрибуторской компанией. Тогда замгендиректора «Росспиртпрома» Вадим Касьянов объяснял это тем, что построить дистрибуторскую компанию в структуре госхолдинга мешает отсутствие «лишних сил, времени и денег»: необходимо тратить минимум $15– 20млн в год.

Анна Рябова, КоммерсантЪ

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами