Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
CBRE подводит итоги 2013 года
Компания CBRE на основе анализа итогов текущего года определила тенденции на рынках коммерческой недвижимости и перспективы его развития на 2014 год.
Офисы
В 2013 году в офисном сегменте, в целом, сохранились тенденции предшествующих лет: и спрос, и предложение демонстрируют движение за пределы ТТК и МКАД.
По итогам года общий объем новых офисных площадей достигнет 882 000 кв. м, что на 60% превышает показатель за 2012 год, 556 000 кв. м. Таким образом, общее количество качественных офисных площадей на конец года составит 14 млн кв. м (в сегменте класса А – 2,7 млн кв. м (19%), в сегменте класса В – 11,3 млн кв. м (81%)).
Прогноз аналитиков Компании – Согласно нашим прогнозам, объем заключенных сделок за IV квартал составит более 300 000 кв. м, а общий объем за 2013 год – 1,1 – 1,2 млн кв. м, что также сопоставимо с показателем за 2011 и 2012 годы.
По мнению аналитиков Компании развитие ситуации в офисном сегменте в 2014 году на рынок будет влиять продолжающаяся нестабильная макроэкономическая ситуация в еврозоне, а также ухудшающийся прогноз экономического развития России. Внушительный объем заявленных на 2014 год проектов: около 1,4 млн. кв. м.,– может способствовать росту вакантных площадей как в сегменте класса А, так и в сегменте класса В со второй половины года. В случае выхода еврозоны в позитив ситуация будет более благоприятной.
Торговые помещения
В 2013 году девелоперы торговой недвижимости продемонстрировали оживление: значительное количество проектов было разморожено. К концу 2013 году ожидаемый объём предложения –360 тыс. кв.м., из которых 100 тыс. кв.м. – специализированные торговые центры. В 2014 году будет предложено около 1,1 млн. кв.м. новых торговых площадей В 2015 году – порядка 0,5 млн. кв.м.
В 2014 году на рынок выйдет целый ряд статусных проектов: Авиа Парк, Колумбус и Вегас Крокус Сити. Интерес к стрит-ритейлу может снизиться.
В регионах стоит выделить ТРЦ Калейдоскоп в Новосибирске, который станет крупнейшим в городе, а Аэропарк в Брянске, 1-я фаза Тау Гэллери в Саратове, реконструированный торговый центр Екатерининский в Екатеринбурге.
Ввод новых торговых площадей в регионах в 2013 году превысит 1 млн. кв.м., а потенциал 2014 года превышает 2 млн. кв.м.
Продолжает развиваться тренд на открытие fashion ритейлерами онлайн-порталов. За последние месяцы были открыты порталы Apple, LaCoste, Motivi, Tommy Hilfiger, Zara. До конца года и в начале следующего интернет запуск планируют бренды Karen Millen, Massimo Dutti, Oysho, люксовый монобрендовый ритейлер LVMH. Согласно исследованиям CBRE эта тенденция не приведет к заметному сокращению спроса ритейлеров на торговые площади. В Западной Европе развитие интернет-торговли сопровождалось уменьшением площади магазинов в среднем на 8-10%.
Средние арендные ставки в долларовом исчислении в популярных московских торговых центрах по оценке CBRE выросли на 5-7%. В 2014 году эта тенденция продолжиться, если макроэкономическая ситуация будет благоприятной и спрос не упадет.
Выход новых знаковых объектов увеличит стимулы к проведению реноваций. По оценкам аналитиков Компании сейчас более, чем 1 млн. кв.м. торговых центров, требуют обновления для сохранения своей конкурентоспособности и эффективности.
Склады
Рынок складской недвижимости продолжает ставить рекорды. Объем нового предложения в 2013 году составит порядка 1 млн. кв.м. и станет рекордным с 2007 года.
Доля крупных сделок (40 тыс. кв. м. и более) составила более 1/3 объемов нового строительства. При этом рынок становится все более форвардным: доля сделок по еще не построенным площадям составила в 2013 году порядка 60%.
Анонсированный девелоперами объем строительства на 2014 год составляет порядка 1,5 млн. кв. м. При этом, мы ожидаем, что реально может быть построено около 1 млн. кв. м. при условии, что макроэкономическая ситуация не ухудшится существенно.
Однако, усиление макроэкономических рисков, в 2013 году делает девелоперов осторожными и повышает их интерес к сделкам в формате build-to-suit и форвардным сделкам. Доля сделок BTS, как и ранее, будет превышать 30%.
Арендные ставки остаются на уровне прошлых лет в районе 135-140 долларов США за 1 кв. м. В 2014 году они ожидаются стабильными на этом уровне.
Гостиницы
Развитие гостиничного рынка Москвы по-прежнему нацелено на удовлетворение спроса со стороны бизнесменов и состоятельных путешественников. В 2013 году в столице вводятся новые 4 и 5 звездочные отели, общим фондом порядка 970 номеров. В 2014 году на рынок могут прийти более 1,300 номеров в гостиницах 4-5 звезд.
При этом развитие инфраструктуры для менее обеспеченных путешественников идет значительно медленнее. В результате Москва существенно недоиспользует свой туристический потенциал, который составляет не менее 8 – 10 млн. человек в год, или в 2 раза больше текущего уровня.
В целом же гостиничный рынок Москвы чувствует себя достаточно хорошо, а его показатели эффективности недалеки от пред-кризисных значений. По стоимости номера Москва входит в топ-3 наиболее дорогих городов Европы.
Инвестиции
Объем инвестиций в коммерческую недвижимость России в 2013 году составит порядка 6 млрд. долларов США, увеличившись на 20% к уровню прошлого года. Основную активность проявляли российские инвесторы. Доля иностранных игроков составила 36%.
Инвесторы фокусируются на высококачественных офисах и торговой недвижимости. Их доля в общем объеме инвестиций составила порядка 40 и 50%, соответственно. Доходность московской коммерческой недвижимости превышает показатели в основных городах Европы на 200 – 300 базисных пунктов.
В 2013 году в регионы было инвестировано около 1 млрд. долларов США: в основном, в торговую и складскую недвижимость.
В 2014 году ожидается стабилизация экономической активности в районе 5,5 – 6,5 млрд. долларов США под влиянием текущей ухудшающейся макроэкономической ситуации при дефиците выставляемых на продажу высококачественных объектов.
По материалам компании CDRE
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?