Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Carrefour появится в Молдавии раньше, чем в России
Французская торговая сеть Carrefour, слухи о приходе которой не один год будоражат российский розничный рынок, совсем скоро может появиться в Молдавии. В Кишиневе планируется построить торгово-развлекательный комплекс, якорным арендатором которого станет Carrefour. Стоимость проекта оценивается в 55 млн евро. По мнению экспертов, выход французской сети на рынок Молдавии является слишком рискованным из-за нестабильной политической ситуации в стране.
Корпорация Carrefour — вторая по обороту розничная компания в мире после Wal-Mart. Насчитывает более 11 тыс. мультиформатных магазинов — гипермаркеты Carrefour, супермаркеты Champion, небольшие магазины Shopi и Marche Plus, дискаунтеры Dia, Ed, магазины cash & carry Promocash. Сеть представлена более чем в 30 странах. Объем продаж в 2005 году — 78 млрд евро.
Вчера стало известно, что французская компания Vinci Construction, входящая во французский концерн Vinci, инвестирует 55 млн евро в строительство в Молдавии торгового центра, якорным арендатором которого должен стать гипермаркет Carrefour. На днях министр экономики и торговли Молдавии Игорь Додон обсудил этот проект с представителями Vinci. Предполагается, что торговый центр появится на окраине Кишинева.
Приход Carrefour в Россию ждут уже с 1998 года — именно тогда появились первые слухи о выходе на отечественный рынок французского розничного гиганта. Появления же Carrefour в Молдавии до сих пор не ожидал никто. «Это неожиданная новость для российского рынка. Возможно, таким образом Carrefour готовит плацдарм для своего выхода в Россию», — говорит представитель сети гипермаркетов Real в России (входит в Metro Group).
С этой точкой зрения согласна и аналитик брокерского дома «Открытие» Наталья Мильчакова. «Сейчас на российском рынке развернулась ожесточенная борьба за региональные рынки, — отмечает она. — Возможно, Carrefour решила взять тайм-аут в планах по развитию в России, подождать, пока рынок укрупнится, и зайти в Россию путем покупки активов одного из крупнейших игроков». Напомним, что до сих пор единственным возможным кандидатом на продажу Carrefour на рынке считалась X5 Retail Group.
В Молдавии же, по мнению экспертов, Carrefour польстилась на «благоприятную конъюнктуру рынка». «Потенциально темпы роста рынка розничной торговли в Молдавии могут составлять сотни процентов, в то время как в России счет идет на десятки процентов, — комментирует г-жа Мильчакова. — Кроме того, несмотря на то что российский рынок не консолидирован и крупнейшая федеральная сеть занимает на нем не более 1,5%, в локальных нишах, особенно в центральной части России, новому игроку бороться сейчас будет очень тяжело».
По оценочным данным, оборот розничной торговли в Молдавии ежегодно растет на 25—30%. В 2006 году он составил 1,6 млрд долл. В России этот показатель, по данным Росстата, в январе—ноябре 2006 года составил 290 млрд руб. (около 11 млрд долл.), увеличившись на 12,8%. Из международных ритейлеров на рынок Молдавии до сих пор отважилась выйти только немецкая Metro Group, планирующая в этом году открыть в стране свой третий магазин Metro Cash & Carry.
Директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила называет выход Carrefour в Молдавию «довольно рискованным из-за нестабильной политической ситуации в этой стране». «В Молдавии до сих пор бизнес строится с позиции силы», — поясняет он. По подсчетам эксперта, себестоимость одного квадратного метра торгового центра в Кишиневе составляет 450—500 долл. за квадратный метр. Учитывая, что в среднем площадь гипермаркетов Carrefour составляет 9—10 тыс. кв. м, стоимость торговой точки в Молдавии обойдется компании максимум в 5 млн долл.
Для сравнения, по словам коммерческого директора Metro Cash & Carry Romania & Moldova Монзило Джерардо, инвестиции в третий магазин сети в Молдавии составляют 12—13 млн евро без учета средств, вложенных в товары. Общий же объем инвестиций Metro Cash & Carry с момента прихода в Молдавию в 2004 году составляет 40—45 млн евро.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?