Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Бывший замглавы "Патэрсона" решил самостоятельно заняться слияниями и поглощениями на рынке ритейла
Экс-директор по развитию торговой сети «Патэрсон» Николай Габышев создал инвестиционную компанию Falcon Advisers для осуществления сделок по слияниям и поглощениям на российском рынке ритейла. По утверждению г-на Габышева, его уход из «Патэрсона» связан с тем, что компания отказалась от развития путем поглощения других игроков, сделав ставку на органический рост. В «Патэрсоне» эту информацию опровергают.
«Патэрсон» развивает розничную торговую сеть с 1997 года. На 21 апреля 2007 года в состав сети входило 97 магазинов в России и на Украине. До конца года количество торговых точек планируется довести до 119. Компания принадлежит братьям Алексею и Константину Мауергаузам.
«С акционерами «Патэрсона» я начал работу три года назад, — рассказал РБК daily Николай Габышев. — Тогда они пытались совместить органический рост со сделками M&A». По словам г-на Габышева, в то время он был вице-президентом Промбизнесбанка, где занимался кредитно-финансовым консультированием розничных компаний. В 2006 году его официально пригласили в «Патэрсон» на должность замгендиректора по развитию, слияниям и поглощениям. В обязанности топ-менеджера входил в том числе и поиск региональных игроков для покупки.
Однако, рассмотрев несколько вариантов для поглощений, акционеры «Патэрсона», как утверждает г-н Габышев, решили отказаться от развития через приобретения. По версии бывшего топ-менеджера, изменение стратегии объясняется несколькими причинами. Во-первых, у региональных игроков, как правило, непрозрачная юридическая структура, которая не дает возможности четко убедиться в реальности заявленных финансовых показателей. Во-вторых, большинство акционеров региональных торговых сетей хотело избавиться от оперативного управления магазинами, но при этом сохранить право собственности на недвижимость и сдавать ее в аренду потенциальному покупателю по высоким расценкам. «Да и сам «Патэрсон» структурно не готов к сделкам M&A», — добавляет Николай Габышев.
Между тем в «Патэрсоне» РБК daily заявили, что компания не меняла своих планов относительно сделок M&A. «Мы просто решили немного повременить с приобретениями и дождаться более благоприятной конъюнктуры на рынке», — отметили в пресс-службе.
Ждать «благоприятной конъюнктуры» г-н Габышев не захотел: «Новые условия работы в «Патэрсоне» мне просто стали не интересны». Однако, как говорит источник, знакомый с ситуацией, поводом для разногласий между топ-менеджером и компанией послужило то, что Николай Габышев параллельно с работой в «Патэрсоне» вел свой бизнес, смежный с деятельностью компании.
Действительно, инвестиционную компанию Falcon Advisers, бизнес которой основан на привлечении стратегических и портфельных инвесторов в компании розничной торговли, г-н Габышев вместе со своим партнером Игорем Ковановым (бывший сотрудник Deutsche Bank. — РБК daily) основал в период работы в компании, в конце 2006 года. Однако к тому времени, по словам Николая Габышева, «Патэрсон» уже сменил приоритеты в развитии и ни о каком пересечении интересов Falcon Advisers и торговой сети речи не шло. На сайте Falcon Advisers среди «текущих сделок» M&A значатся сделки с тремя региональными крупными ритейлерами — сетью супермаркетов «Меридиан» в Белгороде, сетью магазинов самообслуживания «Тройка» на юге России и торговой сетью «Ариана» в Петрозаводске.
По мнению аналитиков, невысокая долговая нагрузка «Патэрсона» (по итогам 2006 года прогнозируемый долг/EBITDA — 2,67) позволяет компании приобрести одну—две сети в регионах без снижения кредитного качества. «Между тем рынок розничной торговли в России не насыщен и позволяет эффективно работать и без приобретений и существенных вложений в органическое развитие», — говорит аналитик «Брокеркредитсервиса» Татьяна Бобровская.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.