Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Будущее сотового ритейла РФ зависит от распределения продающихся компаний
На рынке упорно циркулируют слухи, что крупнейшие сотовые ритейлеры могут быть проданы. От того, кто получит доли в этих компаниях, во многом зависит будущее "мобильного" рынка.
Информация о том, что крупнейший мобильный ритейлер "Евросеть" не прочь продать часть своего бизнеса, впервые появилась еще год назад. На днях объявился и потенциальный покупатель — АФК "Система", владелец крупнейшего мобильного оператора МТС.
Скорую продажу прочат не только "Евросети". Газета "Коммерсантъ" сообщила, что владелец группы компаний "Связной" Максим Ноготков принял решение продать свою сеть. Среди возможных претендентов на покупку называется другой крупный сотовый оператор — "Вымпелком", хотя в компании это не подтверждают. "Все эти предположения о покупке той или иной компании не более чем рыночные слухи. Мы как компания, котирующаяся на бирже, их не комментируем",— говорит пресс-секретарь "Вымпелкома" Екатерина Осадчая.
Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group, "на тысячу процентов" уверен, что информация о продаже "Связного" не соответствует действительности: "Я готов съесть собственную шляпу, если они продадут больше 50% своих акций". По информации Муртазина, "Связной" просто принимает меры для привлечения дополнительного финансирования: речь идет о сделках, в результате которых к неким финансовым инвесторам перейдет пакет менее блокирующего.
И все же, если упорно циркулирующие в последнее время слухи о том, что сотовые операторы будут покупать мобильных ритейлеров, подтвердятся, то рынок мобильных телефонов ожидают серьезные перемены. В отличие от западных стран, где сотовые операторы целиком контролируют сети, торгующие сотовыми телефонами, российские операторы связи до последнего времени не изъявляли желания заняться этим бизнесом.
Неудивительно: рентабельность самых успешных сотовых ритейлеров в высокий сезон не превышает 5%, в среднем составляя 1,5-2%. Валовая рентабельность же крупных сотовых операторов — на уровне 50%. Однако, покупая розничную сеть, оператор может получить контроль над продажами контрактов — в условиях ожесточенной конкуренции мысль весьма заманчивая.
Сотовые операторы как будто застыли на стартовой линии и внимательно присматриваются друг к другу — кто первым не выдержит. Как только кто-то решится сделать начальный рывок, за ним неизбежно рванут все остальные. "Мы бы не хотели инициировать подобные сделки, но если такое произойдет, то мы будем вынуждены пойти на ответные меры",— говорит один из игроков рынка.
Эльдар Муртазин также уверен, что следует сделать первый шаг одному — и за ним последуют все остальные: "При этом финансовые показатели операторов поползут вниз, и они ввяжутся в такие кровавые ценовые войны, что мало не покажется". Не исключено, что аналитику придется попробовать свою шляпу на вкус уже в ближайшее время.
История вопроса
Российских рынок продаж мобильных телефонов существенно отличается от западного. За рубежом их продажи находятся под контролем сотовых операторов. В России эти два бизнеса существуют практически параллельно. Однако не исключено, что и российские операторы связи также увлекутся розницей. Информация о том, что игроки "большой тройки" присматриваются к этому рынку, уже начинает подтверждаться. Громких покупок еще не было, однако АФК "Система" уже развивает сеть "Точка", где продаются мобильные телефоны, аксессуары и контракты МТС.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?