Декоративное изображение
2 863

Поделиться

«Боржоми» перетекает в фонды

Бренд минеральной воды выставлен на продажу

Знаменитый бренд минеральной воды «Боржоми», изгнанный из России в 2006 году главным санитарным врачом Геннадием Онищенко, может сменить владельца. Как стало известно “Ъ”, ее производитель – компания IDS Borjomi Beverages N.V., владельцы которой связаны с предпринимателем Борисом Березовским, выставлена на продажу и оценивается в $400–500 млн. Среди претендентов крупные западные и российские фонды.

О том, что Salford Capital Partners Inc продает один из главных активов фонда VDP (его активы находятся под управлением Salford) – IDS Borjomi Beverages N.V.,– “Ъ” рассказал один из потенциальных покупателей. Продается 100% акций IDS Borjomi Beverages N.V., 87,34% из которых принадлежат фонду, остальное – миноритариям. Ориентировочная сумма сделки, по его данным, может составить $400–500 млн. Собеседник “Ъ” утверждает, что на сегодняшний день интерес к активу проявил ряд инвестиционных фондов – Standard Capital, Ashmore, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), TPG Capital, Klever Asset Management, АФК «Система», а также фонд, близкий к «Альфа групп» (его название не раскрывается). В TPG, Standard Capital и АФК «Система» от комментариев отказались. Связаться с представителями Ashmore и Klever не удалось. В Salford и IDS Borjomi продажу «Боржоми» не комментируют, также поступили и в РФПИ.

IDS Borjomi Beverages N.V. владеет заводом по разливу минеральной воды в Боржоми, а также Миргородским и Моршинским заводами минеральных вод на Украине. Основные марки – «Боржоми», «Миргородская» и «Моршинская». Принадлежит фонду VDP (87,34% акций), а также ряду топ-менеджеров. Финансовые показатели не раскрываются. Согласно данным самой компании, в 2009 году было продано около 500 млн бутылок минеральной воды, из них 115 млн – «Боржоми». Участники рынка оценивают оборот IDS в $200–250 млн.

О возможной смене владельца «Боржоми» говорится уже несколько лет. «Иметь “Боржоми” в своем портфеле брендов – мечта любой крупной компании, работающей на российском рынке»,– отмечает управляющий партнер компании Stas Marketing Partners Андрей Стась.

Главный санитарный врач Геннадий Онищенко ввел запрет на ввоз «Боржоми» на территорию РФ летом 2006 года, и с тех пор попытки владельцев вернуть марку на российский рынок успехом не увенчались. До запрета поставок в Россию доля «Боржоми» на российском рынке бутилированных вод, по данным AC Nielsen, составляла более 10% (исследования за 2005 год), что примерно соответствовало долями таких брендов, как BonAqua и Aqua Minerale, которые на тот момент занимали 14–15% российского рынка. В свое время основными претендентами на «Боржоми» назывались Nestle, Coca-Cola, Danone, PepsiCo и другие крупные стратегические инвесторы. «После того как PepsiCo вместе с покупкой “Вимм-Билль-Данна” получила “Ессентуки”, логично было предположить, что Coca-Cola сделает все, чтобы второй по значимости бренд природной минеральной воды оказался в ее портфеле брендов»,– рассуждает представитель дистрибуторской компании «Тонета». Вчера в Nestle, Danone, PepsiCo отказались комментировать интерес к «Боржоми». В пресс-службе Coca-Cola заявили, что «интерес был, но в данный момент компания не рассматривает для себя этот объект в качестве приоритетного».

В «Русских фондах» контрольный пакет акций IDS Borjomi оценивают в $300–350 млн, объясняя это тем, что нынешним владельцам IDS за шесть лет так и не удалось вернуть «Боржоми» на российский рынок, который давал более 50% общего оборота компании.

Глобальных игроков могла отпугнуть близость владельцев IDS Borjomi – фонда VDP и Salford – к Борису Березовскому. «Salford прочно ассоциируется с именем Бориса Березовского, а также его партнера Бадри Патаркацишвили как управляющий их активами и выступающий в роли консультанта»,– рассказывает адвокат, знакомый с ходом судебных разбирательств вокруг активов господ Березовского и Патаркацишвили. В частности, фонд фигурирует в исковом заявлении вдовы господина Патаркацишвили Инны Гудавадзе и ее дочерей, поданном в федеральный суд Нью-Йорка, в качестве управляющей компании ряда активов грузинского олигарха (копия есть в распоряжении “Ъ”), а также других делах, связанных с общими активами Бадри Патаркацишвили и Бориса Березовского.

«Покупка актива может быть в любой момент оспорена в российском суде,– говорит глава юридической компании “Добронравов и партнеры” Юрий Добронравов.– Слишком много среди российской и международной финансовой элиты людей, имеющих претензии к Борису Березовскому, у которых может появиться желание оспорить сделку или заморозить счета компании». «В глазах российского политического истеблишмента покупка актива у Березовского – это прямой вызов Кремлю»,– полагает заместитель директора института стран СНГ политолог Владимир Жарихин.

Светлана Ментюкова, ИД «Коммерсантъ»

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами