Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Борис Иванишвили собирает урожай
Его агрохолдинг «Стойленская нива» назвал цену
Грузинский миллиардер Борис Иванишвили, объявивший осенью прошлого года о распродаже российских активов, оценил свою агропромышленную компанию «Стойленская нива» в $350 млн, или дороже 9 EBITDA 2011 года. По мнению экспертов, стоимость компании, входящей во вторую десятку крупнейших сельхозпроизводителей России, завышена почти в два раза.
В октябре Борис (Бидзина) Иванишвили, владелец банка «Российский кредит» и компании «Уникор», объявил, что продает весь свой бизнес в России в связи с созданием в Грузии оппозиционной партии для борьбы с президентом Михаилом Саакашвили. В числе прочих на продажу было выставлено ООО «Агропромышленная компания “Стойленская нива”« (входит в состав «Уникора»).
В распоряжении “Ъ” оказалась презентация компании, рассылаемая инвесторам с ноября прошлого года. Ее автор – банк «Российский кредит», интересы УК «Уникор» представляет компания «Брокеркредитсервис» (БКС), рассказали “Ъ” несколько участников рынка. Управляющий директор инвестиционного банковского направления БКС Кен Чаргеишвили не стал обсуждать продажу «Стойленской нивы». Представитель «Уникора» Ольга Безгодова сообщила, что переговоры о продаже агрокомпании ведутся с несколькими претендентами, но детали не уточнила.
Указанная в презентации цена «Стойленской нивы» – $350 млн. Стоимость компании, скорее всего, рассчитана из среднего показателя EBITDA за последние три года (1,2 млрд руб., или $40,3 млн) при восьми-девятилетнем сроке окупаемости, полагает аналитик БКС Екатерина Андреянова. Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко отмечает, что публичные компании агропромышленного сектора обычно оцениваются на уровне 4–5 EBITDA; стоимость «Стойленской нивы», по его мнению, завышена едва ли не в два раза. Аналитик «Ренессанс Капитала» Наталья Загвоздина тоже считает, что оценка слишком высока для «Стойленской нивы»: основную выручку компания получает от производства хлебобулочных изделий, а этот рынок стагнирует.
Для сравнения, выручка агрохолдинга «Русагро» Вадима Мошковича за девять месяцев 2011 года составила 29,314 млрд руб. (приблизительно $984 млн), EBITDA – 1,748 млрд руб. ($58,7 млн), капитализация в пятницу на LSE достигла $804 млн. Выручка крупнейшего российского агрохолдинга «Черкизово» за девять месяцев прошлого года – $1,1 млрд, EBITDA – $178 млн, капитализация на LSE – $956 млн.
ООО «Агропромышленная компания “Стойленская нива”« объединяет 15 хлебопекарных предприятий, четыре комбината хлебопродуктов, один элеватор. По собственным данным, в 2010 году занимало первое место в России по производству хлебобулочных изделий, входило в тройку лидеров по производству муки. Занимает 20-е место в рейтинге крупнейших российских сельхозпроизводителей, составленном компанией «Агриконсалт» по итогам 2010 года. Выручка в 2011 году – 12,3 млрд руб. (+28% к 2010 году; около $413 млн), EBITDA – 1,1 млрд руб. (–13% к 2010 году; $36,9 млн).
По оценке Intesco Research Group, объем российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий с 2006 года снизился к 2010 году на 10%, до 7 млн тонн; в 2011 году вырос, но всего на 1%. Крупнейшими компаниями этого рынка Intesco Research называет «Стойленскую ниву», петербургский «Хлебный дом» и Сибирский аграрный холдинг (САХО). Финская Fazer, которой принадлежит «Хлебный дом», в пятницу не ответила на запрос “Ъ”. «Нам интересны структура и география бизнеса “Стойленской нивы”. Мы изучаем ситуацию, но говорить о конкретных решениях рано»,– говорит председатель совета директоров САХО Павел Скурихин.
В 2010 году более 100 тыс. га земли в Белгородской области «Стойленская нива» продала «Русагро». Переговоров о продаже остальных активов сейчас не ведется, заявил “Ъ” гендиректор «Русагро» Максим Басов. Источник в «Русагро» уточняет, что компания отказалась от покупки «Стойленской нивы».
Об интересе к агропромышленному сектору в интервью “Ъ” в прошлом июле рассказывал президент компании А1, инвестиционного подразделения «Альфа-групп», Михаил Хабаров. Но бизнес «Стойленской нивы» А1 не интересует, говорит он. По его мнению, на рынке существует достаточное предложение активов, которые находятся в более сложной финансовой ситуации, и, соответственно, их цена может оказаться ниже.
Ксения Шамакина, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.