Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Большинство ритейлеров рискует оказаться региональными монополистами
В прошлую среду IR-директор крупной продуктовой сети, едва рассвело, обзванивал журналистов, разыскивая телефон замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрея Кашеварова. Его начальник прочел в газетах о том, как ФАС собирается "усилить" разрабатываемый сейчас закон "О торговле". Телефон господина Кашеварова, как признался IR-директор, нашли только к обеду. "Может, оно и к лучшему",-- поделился менеджер. К обеду его босс, эмоциональный южанин, поостыл и уже не жаждал крови чиновников, предлагающих "неумные меры" регулирования розничной торговли. На самом деле ритейлеры дают этим мерам гораздо более сильные определения. Естественно, не для печати.
Высказывание Андрея Кашеварова, разозлившее ритейлера, может в будущем сделать местными монополистами большинство розничных сетей. Чиновник предложил, чтобы доминирующей на региональном продовольственном рынке считалась сеть, которая занимает всего 5-10% этого рынка. До сих пор антимонопольное законодательство устанавливало "порог доминирования" на уровне 35%. В тот же день другой чиновники ФАС -- начальник управления по контролю в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Михаил Евраев предположил, что сети, занимающие более 20% регионального рынка, вообще не смогут получать земельные участки под строительство магазинов.
Нельзя, однако, сказать, чтобы господа Кашеваров и Евраев первыми напугали торговцев. В мае прошлого года глава МЭРТа Герман Греф предложил запретить торговлю крупным сетям с 18 часов вечера, чтобы это время досталось угнетенному малому бизнесу. Позже господин Греф также высказывался за право государства регулировать цены на социально значимые товары (хлеб, молоко и др.). По его словам, не помешал бы и запрет на выход торговых сетей в города с населением менее 40 тыс. человек.
Чиновники сумели даже изобрести особый экономический термин -- "средняя торгово-посредническая наценка". Заместитель господина Грефа Андрей Белоусов высказал свое недовольство тем, что в России эта наценка составляет 23% -- "почти в полтора раза больше, чем в развитых странах". Я лично видела бизнесмена, услышавшего про такую наценку,-- он был бледен. Он пытался объяснить, что такого понятия не существует, потому что наценка бывает и 0%, и 50%, и больше в зависимости от товара, а товара в сетях может продаваться 60 тыс. наименований.
Наконец, в антиритейловую гонку включился министр сельского хозяйства Алексей Гордеев -- в письме президенту Путину он пожаловался, что российским производителям все труднее попасть на полки сетевых магазинов из-за высокой стоимости "входного билета". Президент, до той поры, очевидно, не посещавший магазины, поручил МЭРТу, Минфину и другим ведомствам разобраться в ситуации.
"Предвыборный год",-- вздыхает совладелец одной из крупнейших продуктовых сетей в России. Действительно, было бы странно, если бы в предвыборный год никто не озаботился высокими ценами в магазинах и неуемной жаждой наживы торговых компаний. Официально ритейлеры готовы говорить только о том, как накануне выборов будут расти зарплаты бюджетников, а следовательно, и покупательная способность населения. Но в кулуарах пугают друг друга тем, что "борьба со спекулянтами" только начинается.
На мой взгляд, электорату от закрытия цивилизованных магазинов после 18 вечера лучше не станет. Зато проблем в общении с ньюсмейкерами у журналистов, похоже, не предвидится. Буквально вчера мне позвонил представитель одной из крупнейших в Европе продуктовых сетей, желающий прокомментировать инициативы ФАС. До сих пор компания общалась с прессой крайне неохотно, а тут вдруг попросила о встрече. Видимо, у них тоже нет телефона Андрея Кашеварова.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.