Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Большинство компаний планируют бюджет не более чем на полгода
Финансистов придавило горизонтом планирования
Только 11% средних и крупных компаний России в январе 2009 года планируют существенные затраты в своем бюджете на срок больше года, средний горизонт планирования сократился с года до квартала с июля 2008 года, следует из январского опроса компании «Бейкер Тилли Русаудит». Столь резкие изменения не мешают 58% опрошенных компаний не менять стратегии развития, утвержденные до кризиса, 94% идут на прямое сокращение затрат, а 39% планово сокращают инвестиции.
Группа «Бейкер Тилли Русаудит» опубликовала данные исследования о структуре управления затрат в крупных и средних российских компаниях в январе 2009 года. Данные опроса около 100 компаний (64% респондентов — компании с оборотом выше $100 млн в год, 13% — выше $25 млн в год, группа содержит и производственные, и финансовые компании) сравниваются с июльским аналогичным исследованием группы. Наиболее важный вывод аналитиков: к началу 2009 года в большинстве компаний произошел настоящий «обвал горизонта планирования» без смены стратегии развития компаний. В июле 2009 года основные статьи оперативных расходов планировались в 49% компаний с горизонтом в один год (см. диаграмму). За полгода кризиса горизонт планирования у 43% респондентов сократился до срока 30– дней. Число компаний, менеджмент которых готов поддерживать долгосрочные (сроком более двух лет) планы практикой оперативного управления бюджетом компаний, снизилось с 19 до 3%. При этом, отмечают в «Бейкер Тилли», более половины опрошенных компаний заявляют о сохранении долгосрочных стратегий как основного приоритета. Лишь 6% опрошенных ставят целью выживание бизнеса компании. Напротив, 45% респондентов видят в происходящем возможность вытеснения конкурентов с рынка.
56% выборки «Бейкер Тилли Русаудит» формируют отчетность по стандартам МСФО, в том числе GAAP. Отчет не приводит сведений о наличии у опрошенных ОАО долгосрочных концепций развития, однако это является общепринятой практикой для компаний такого уровня. «Большинству компаний будет затруднительно следовать заявленной цели “развиваться в соответствии со стратегией”»,— констатируют аналитики, поясняя, что в 2009 году значительную часть корпоративных стратегий все же придется корректировать, хотя бы исходя из того, что 39% компаний заявили о намерении в ближайшее время планово сократить инвестиции (59% опрошенных при этом констатируют, что инвестиции сократятся и без их участия). При этом принятыми антикризисными мерами (наиболее популярные — прямое сокращение затрат и сокращение фондов оплаты труда, в основном за счет менеджеров среднего звена) удовлетворены на январь 2009 года 76% компаний. 12% недовольных результатом делали акцент на долгосрочные инструменты реагирования на кризис, поясняют аналитики.
Во многом большая часть реакции компаний на кризис, обваливший горизонт планирования, была вызвана неясностью прогнозов: до ноября 2008 года, за исключением кредитного кризиса, развивавшегося с августа, прогнозы не давали достаточных оснований предсказывать ни промышленный обвал в конце года (см. “Ъ” от 14 декабря 2008 года), ни девальвационный шок. При этом практика управления корпоративными финансами мало отличается от практики управления госфинансами: до декабря 2008 года правительство планировало лишь сокращение инвестрасходов бюджета на 15%, а пересмотр базовых показателей федерального бюджета Минфином и подготовка нового бюджетного прогноза Минэкономики реально начаты в январе 2009 года.
Дмитрий Бутрин, КоммерсантЪ
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.