Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Более половины россиян приготовились сокращать расходы
Экономика утратила доверие
Перспектива остаться с полупустым холодильником отвлекла россиян от конфликта на Украине, утверждает компания Nielsen. Из-за роста цен в магазинах граждане переключили свое внимание на состояние российской экономики – 60% населения уверено, что она находится в рецессии. Примерно половина россиян готова меньше тратить на развлечения вне дома, покупать меньше одежды и экономить на отпусках.
Уже 60% респондентов считают, что национальная экономика находится в рецессии (в третьем квартале прошлого года их было 42%), следует из исследования Nielsen. Каждый третий россиянин (34%) считает, что страна не выйдет из кризиса в ближайший год. В сложившейся ситуации потребители планируют сокращать хозяйственные расходы: половина россиян готова меньше тратить на развлечения вне дома, 49% – покупать меньше одежды, 46% – экономить на коротких отпусках. «Экономическая и политическая напряженность в России до начала ноября 2014 года практически не отражалась на настроениях потребителей, но события на валютном рынке в конце года повергли их в шок и подорвали уверенность в собственном будущем»,– говорит управляющий директор «Nielsen Восточная Европа» Кириакос Кириаку.
Россияне переключили свое внимание с войны на Украине на состояние национальной экономики, считает Nielsen. В четвертом квартале 2014 года 20% граждан называли экономику основной причиной для беспокойства, тогда как в третьем квартале этот показатель составлял 10%. Вооруженные действия на Украине сейчас волнуют 12% граждан (22% в третьем квартале прошлого года). Каждого десятого россиянина теперь беспокоит рост цен на еду (в предыдущем квартале таких было всего 6%).
Покупатель декабря 2014 года по многим показателям стал походить на покупателя кризисных 2008–2009 годов, резюмируют в Nielsen. Три четверти (78%) респондентов стали более экономными. Треть опрошенных отметила, что их доходы с августа по декабрь снизились, аналогичный показатель аналитики фиксировали в ноябре 2008 года. Также треть россиян призналась, что вынуждена покупать меньше FMCG-товаров, чем в предыдущем квартале. Более 30% предвидят ухудшение качества товаров и ощутимое сокращение ассортимента в магазинах, 60% ожидают дальнейшего значительного роста цен.
В январе уже 91% россиян отмечали, что они или их родственники ощутили на себе повышение цен, таковы данные Synovate Comcon. В начале 2009 года этот показатель составлял 79%. Опрос компании показал, что 23% жителей городов-миллионников запасаются продуктами питания, бытовой химией и лекарствами, 16% приобрели товары, которые не планировали покупать в ближайшее время (прежде всего бытовую технику, электронику, гаджеты и мебель).
В декабре крупнейший ритейлер бытовой техники и электроники «М.Видео» фиксировал небывалое увеличение спроса. В прошлом месяце из-за большого наплыва покупателей на фоне серьезного ослабления рубля оборот компании вырос на 73%, до 43 млрд руб. против 25 млрд руб. в декабре предыдущего года. В январе ритейлер отмечает сезонный отток клиентов по сравнению с декабрем, признает представитель «М.Видео» Антон Пантелеев.
В Auchan также заметили смену потребительских настроений. «Пока средний чек не изменился, но мы отмечаем переток спроса в сторону дешевых товаров»,– рассказывает представитель Auchan Мария Курносова. Компания отмечала в конце прошлого года закупки крупы и бытовой химии впрок. В «Дикси», наоборот, серьезных закупок товаров длительного хранения не зафиксировали. «Исключение составляют короткие всплески нервозности, связанные со слухами и страхами»,– говорит представитель ритейлера Екатерина Куманина. Вместе с тем сеть расширила линейку социально значимых товаров под собственными торговыми марками – хлеб, молоко, яйцо, крупа.
Еще в ноябре 2014 года аналитики фиксировали, что каждый четвертый россиянин теперь совершает покупки в дискаунтерах и магазинах у дома. В декабре выручка крупнейшего российского ритейлера «Магнит» (основной дивизион – дискаунтеры) выросла на 37,3%, по итогам года оборот увеличился более чем на 31%, до 763 млрд руб. Выручка «Дикси» (основной дивизион – магазины у дома) в декабре увеличилась на 33,3%, до 24,5 млрд руб., по итогам 2014 года этот показатель увеличился 26,9% и составил 229 млрд руб.
Анастасия Дуленкова, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?