Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Более 80% российских компаний сокращают людей или зарплаты
Заштатное расписание
Ассоциация менеджеров и ИД «Коммерсантъ» представляют итоги традиционного опроса российских предпринимателей в рамках проекта по расчету индекса деловой активности. В ноябре мы решили выяснить, как складывается ситуация на российском рынке труда. Выяснилось, что в России практически нет компаний, не запустивших либо не планирующих запустить в ближайшее время программы сокращения численности сотрудников или размера заработной платы.
Опрос был проведен в период с 10 по 21 ноября. В опросе приняли участие 115 топ-менеджеров и собственников российских компаний.
Мировой финансовый кризис привел к изменению кадровой политики многих российских компаний — сокращению уровня заработной платы и численности сотрудников. Поскольку нынешний кризис начался именно с финансового рынка, не удивительно, что в списке компаний, ужесточающих работу с кадрами, в первую очередь стоят компании финансового сектора — банки и инвестиционные компании. Однако проблемы начались уже и у специалистов многих отраслей реального сектора экономики — рекламной и строительной индустрии, логистики и продажи товаров, автомобилестроения и других.
Происходящие изменения уже нашли отражение в официальной статистике. Так, по данным Росстата, в октябре общее число безработных в России выросло до 4,6 млн человек, что на 1,7% превышает аналогичный показатель сентября 2008 года.
В итоге складывается ситуация, довольно нетипичная для нашей страны, которая на предшествующие кризисы в относительно небольшой степени реагировала с помощью количественной гибкости рынка труда. При этом работодатели, усилившие свои переговорные позиции, рассматривают ситуацию не столь пессимистично, поскольку ожидают повышения производительности труда путем найма более высококвалифицированных работников. Последним же в силу сокращения объема производства товаров и услуг и, соответственно, количества рабочих мест, видимо, придется осваивать новые для себя виды деятельности, адаптируясь к изменившимся условиям.
Волна сокращений численности сотрудников и уровня заработных плат, накрывшая Россию текущей осенью, наблюдалась на фоне общего экономического кризиса, спровоцированного, в свою очередь, проблемами на мировом финансовом рынке. По мнению опрошенных нами топ-менеджеров и владельцев российских компаний, кадровые перестройки либо стали прямым следствием общего кризиса (такого мнения придерживаются 50% опрошенных), либо превратились в реализацию давно назревших решений по оптимизации и повышению эффективности бизнеса (50%). Заметим, что ни один респондент не выразил своего несогласия о взаимосвязи сокращений с мировым финансовым кризисом.
Правда, в 40% компаний, представители которых приняли участие в опросе, пока речь не идет ни о сокращении штата, ни о сокращении заработной платы. 29% респондентов отметили наличие подобных программ в отношении сотрудников своих компаний, 13% — в отношении уровня заработной платы, еще в 10% компаний оба процесса уже идут одновременно.
Вместе с тем об отсутствии планов по сокращению зарплат либо штата в ближайшем будущем заявили лишь 15% респондентов. При этом, если ориентироваться на данные нашего исследования, программа сокращения штатов уже стартовала нынешней осенью в 45% российских компаний. После Нового года подобные программы стартуют еще в 30%. Постепенное сокращение еще до «осеннего сезона» начали 8% компаний.
Говоря о количественных параметрах сокращений (как произошедших, так и готовящихся), надо отметить, что в большинстве компаний, принявших участие в опросе, сокращение штата не превышает 30% от общей численности сотрудников и 30% от общего уровня заработной платы. Причем в 30% случаев речь идет о сокращении менее 5% штата, еще в 30% — от 5 до 10%, в 23% — не более 20%, в 13% — не более 30% всех сотрудников.
Снижение уровня заработной платы оказалось более существенным: 20% компаний планируют сократить средний уровень заработной платы от 20 до 30%, 17% — от 10 до 20%, 8% — от 5 до 10% и 13% — до 5% текущего уровня зарплаты. Отметим, что об увольнении половины и более штата компаний, равно как и аналогичного сокращения уровня заработной платы, речи пока не идет.
Не менее важный вопрос, кого коснулись увольнения в первую очередь. Результаты проведенного опроса позволяют говорить о том, что с точки зрения профессиональной ориентации ярко выраженных «лидеров» на рынке труда нет. В 52% компаний увольнения затронули «всех понемногу», в 9% случаев речь идет в основном о специалистах в области маркетинга, в 6% — о специалистах по подбору кадров или ИТ-служб.
А вот должностной уровень сотрудника при решении вопроса об увольнении играет более существенную роль. Так, в опрошенных нами компаниях не был сокращен ни один топ-менеджер. Вместе с тем 25% респондентов отметили, что в первую очередь сокращения коснулись менеджеров среднего звена, такой же результат был показан в номинации «менеджеры низшего звена». Вдвое меньше респондентов (12%) заявили, что сокращения коснулись в первую очередь вспомогательного персонала — секретарей и ассистентов. Впрочем, 27% опрошенных заметили, что уровень компетенции не имел определяющего значения при сокращении штата.
Сергей Литовченко, Александр Дынин, Ассоциация менеджеров; Петр Рушайло, “Ъ”
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.