Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Более 400 заведений петербургского стрит-ритейла не пережили карантин
Эксперты Knight Frank St Petersburg подвели итоги I полугодия 2020 года в сегменте street retail Санкт-Петербурга. За время карантина в городе закрылись 416 заведений, что в 2,4 раза больше чем в аналогичный период прошлого года. По прогнозам экспертов период восстановления рынка общепита возможен не ранее середины следующего года.
SpeedKingz/shutterstock
Наибольшее освобождение помещений (более 10% закрывшихся площадей от объема занятых в конце 2019 г.) отмечено на Невском пр-те, Б. Конюшенной ул., Большом пр-те П. С., М. Морской ул., ул. Адмирала Трибуца и др. Всего за I полугодие 2020 г. прекратили деятельность 416 заведений, что превышает аналогичный показатель прошлого года в 2,4 раза. Больше всего закрытий пришлось на сегмент общественного питания (41%). Здесь значительное число закрытий пришлось на рестораны (43%), бары/пабы (13%) и кофейни (11%). Так, прекратили работу 3 заведения сети «Север. Метрополь», 2 заведения сети «Евразия», Trattoria Grato и многие другие. В сегменте продуктовых магазинов завершилось закрытие последних магазинов сети «Народная 7Я семьЯ», закрылось 4 точки Spar, 2 магазина «ВкусВилл», 3 магазина «Норманн», а также «Дикси» на Невском пр-те, д. 113 и другие.
Также отмечено снижение темпов открытий. Так, за полугодие было открыто 402 заведения, что на 20% меньше, чем в первой половине 2019 г. В открытиях лидировал сегмент общественного питания (рестораны (55%), бары/пабы (17%), кафе формата «шаверма» (8%)), например, открылись такие заведения, как суперфуд-бар Sundust на наб. реки Фонтанки, Surf Coffee и ресторан Gods на ул. Рубинштейна и др. В продуктовом секторе (на 2-ом месте в структуре открытий) наибольшая активность отмечена в формате булочных: были открыты новые точки сетей «Булочная Ф. Вольчека», «Лавка пекаря», «Пуд Хлеба», «Теплого хлеба и под одеяло», «Цех 85». В fashion -сегменте открыли свои двери такие заведения, как Blumarine Home Collection (Большой пр-т П. С., д. 15), Mollis (ул. Рубинштейна, д. 9/3), Maje (Большой пр-т П. С., д. 57/1) и др. Важно отметить, что основная доля открытий произошла в I квартале 2020 г.
По итогам полугодия общая площадь исследуемых торговых помещений составила около 611 тыс. м². При этом ограничительные меры повлияли на размер помещений. Отмечено продолжение тенденции уменьшения средней площади занимаемых объектов: 109 м² в I полугодии 2020 г. против 110,8 м² в I полугодии 2019 г. Тенденция сокращения арендуемых площадей обусловлена дроблением крупных помещений на несколько лотов либо формированием мультиформатных объектов, когда помещение с одним входом занимают несколько арендаторов. Особенно данная тенденция заметна в спальных районах.
В структуре арендаторов традиционно первое место занимает профиль общественного питания (30%), где объем занятых площадей уменьшился на 11% по сравнению с концом 2019 г. Наибольшее снижение зафиксировано в развлекательном сегменте, сегменте детских товаров, ювелирных изделий и т. д. При этом на рынке присутствовали форматы, где совокупная занимаемая площадь увеличилась, например, в сегменте пунктов выдачи (Ozon, Wildberries), что произошло за счет стремительного развития интернет-торговли в период пандемии.
По итогам I полугодия 2020 г. ротация составила в среднем 6,4%, что на 0,2 п. п. меньше, чем годом ранее. При этом, если рассматривать конкретные улицы, можно отметить, что темпы ротации на некоторых магистралях в первой половине 2020 г. замедлились, т. к. основная активность происходила до ограничительных мероприятий. Так, наибольшая ротация отмечена на Каменноостровском пр-те (13,2%), пр-те Просвещения (10,6%) и в локации «Балтийская жемчужина» (10%).
Итоги I полугодия 2020 г. дают основания утверждать, что рынок встроенных коммерческих помещений в значительной степени отреагировал на ограничительные меры, которые были введены в городе с целью предотвращения распространения COVID-19 и действовали почти 4 месяца. Превалирующая часть объектов полностью прекратила свою деятельность, лишь небольшое количество операторов продолжило работу в режиме пунктов самовывоза или доставки на дом. Не прекращали работу только продуктовые магазины, аптеки, банки и некоторые другие операторы, которым было разрешено функционировать. Данные ограничения привели к тому, что не все операторы смогли удержать свои позиции, и им пришлось освободить помещения. В результате показатель среднего уровня вакансии на рынке достиг 13,6% (83,2 тыс. м²), что на 6,6 п. п. больше, чем в конце 2019 г.
До конца 2020 г. основной тенденцией на рынке будет сохранение существующих позиций, в результате чего доля открытий продолжит сокращаться. В случае возобновления ограничитель- ных мер наименьшим потрясениям подвергнутся объекты в спальных районах города, т. к. здесь будет обеспечен гарантированный спрос со стороны населения, которое, возможно, вернется к удаленному формату работы. При этом центры деловой активности продолжат свою работу, т. к. период адаптации к новым правилам работы уже пройден в начале года. Текущая ситуация дает основания предполагать, что до конца года ставки не вернутся на докризисный уровень, а период восстановления возможен не ранее середины следующего года.
Ранее сообщалось о том, что 40% российских компаний могут разориться к концу года из-за отложенных долгов по кредитам и налогам.
Кроме того, собственники крупных ТРК раскритиковали действия властей Петербурга.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?