Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Более 40% малых и средних предпринимателей внедрили IT-технологии в бизнесе в 2023
Нейросети (39%), усовершенствованные системы кибербезопасности (35%) и облачные сервисы (20%) — основные технологичные решения, внедренные МСБ в 2023 году. К такому выводу пришли специалисты продукта «Прогноз спроса» Platforma и аналитики финансового маркетплейса «Сравни», опросив российских малых и средних предпринимателей.
Panumas Yanuthai/shutterstock
Российский бизнес начал переходить на более современный ИТ-инструментарий и отказываться от устаревшего. По данным исследования лишь шестая часть (15%) российских компаний МСБ не обновляли ИТ-инфраструктуру в 2023 году. Чаще всего руководители отказывались от старых версий коммерческого ПО (19%), устаревших систем видеоконференций (18%), а также от устаревших методов и технологий digital -маркетинга (17%). Интересно, что 13% компаний отказались в 2023 от использования технологий ИИ.
Шестая часть компаний (15%) подключила в минувшем году новые CRM-системы, а десятая часть — интернет вещей. Половина (45%) компаний при этом отметили, что внедренные в 2023 году технологии — отечественные. По мнению большинства опрошенных предпринимателей (73%), функционал и работоспособность отечественных сервисов не уступают зарубежным.
Также МСБ начал более активно внедрять технологии Big Data. Почти половина (44%) опрошенных компаний использует инструменты анализа больших данных для оптимизации бизнес-процессов, а 16% планируют внедрить их в ближайшем будущем. Наиболее распространенный сценарий применения инструментов Big Data — снижение финансовых рисков за счет аналитики (23%). 22% использовали большие данные для прогнозирования спроса и увеличения объема продаж. 18% с помощью big data смогли оптимизировать логистические процессы. При этом треть компаний (32%) высоко оценили эффективность от использования инструментов для работы с большими данными.
Самыми эффективными технологичными решениями, внедренными российским бизнесом в 2023 году, оказались машинное обучение и нейросети (19%), новые версии CRM-систем (15%), а также системы управления клиентским опытом (CX) (14%). Среди прочих предприниматели отметили инновационные облачные сервисы и интернет вещей (IoT) — по 14%.
Руководители компаний также рассказали о бюджетах, заложенных на внедрение и поддержку технологий в 2023 году. 23% выделяли до 10% от общего бюджета на год, 17% — до 20%, шестая часть — до 30%, а 11% — более 30%. При этом 22% компаний бюджет на технологии не закладывали.
«Конъюнктура рынка постоянно меняется, 2023 год не стал исключением, поэтому компании большинства отраслей продолжили обновлять свою ИТ-инфраструктуру, чтобы соответствовать всем требованиям на рынке и оставаться конкурентоспособными. Чаще всего это делали ИТ-компании (80%), сфера финансовых услуг (72%), кафе с ресторанами (39%) и сфера здравоохранения и медицинских услуг (32%). Кроме того, большинство компаний стали активно переходить на отечественные технологичные решения, а инструментами больших данных пользуется уже почти половина отечественного малого и среднего бизнеса. Мы ожидаем, что компании из остальных сфер в ближайшем будущем последуют за новаторами и станут активнее внедрять новые ИТ-инструменты», — отметила аналитик продукта «Прогноз спроса» Platforma Елена Титова.
По данным финансового маркетплейса «Сравни», в 2023 году малый и средний бизнес активно рос благодаря существенному повышению обеспеченности кредитами. К началу 2023 года портфель кредитов МСБ достиг рекордных 9,6 трлн руб. Представители МСБ в 2023 году запросили через «Сравни» кредиты на общую сумму в 345 млрд рублей. В среднем в 2023 году компании запрашивали в кредит 9,8 млн рублей. Наиболее активно кредитами для бизнеса интересовались пользователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга.
Чаще всего кредиты для бизнеса запрашивали представители МСБ из сферы торговли — на них пришлось 42% заявок. На втором месте — строительство (27%), далее идут сферы услуг, транспорта (по 10%) и общественного питания (5%). В топ-10 по числу заявок на кредит также вошли интернет-торговля (4%) и сельское хозяйство (3%).
В 2023 году средняя выручка МСБ за исключением алкомаркетов выросла на 16%
В III квартале реклама стала одной из самых быстрорастущих отраслей МСБ в РФ
Интервью
Алексей Базин, ТЦ «Град», Воронеж: «Мы хотим, чтобы магазины выступали “убийцами категорий”»
Зачем ТЦ собственные программа лояльности и парк, о реновации и привлечении трафика.