Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Бизнес попросил ГИБДД пустить грузовики к магазинам
Правила продуктового движения
Бизнес-сообщество впервые добилось изменений в ПДД. С 2015 года многотонным грузовикам разрешат ездить под запрещающий знак, чтобы обслужить местные магазины. Изменить действующие правила попросила Ассоциация компаний розничной торговли: большегрузы составляют основу парка компаний, а применение мелкотоннажных машин приводит к росту цен и ухудшению экологии. Предлагаемые коррективы противоречат планам Москвы по масштабному сокращению числа грузовиков в рамках борьбы с пробками. Компромиссное решение будут принимать в Белом доме.
ГИБДД хочет изменить правила применения знака 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» (поправки опубликованы на regulation.gov.ru). Сейчас в зону его действия не допускаются автомобили с максимальной массой более 3,5 т (если не указана иная масса). Исключение делается для грузовиков почтовой связи и машин, перевозящих людей. ГИБДД предлагает добавить еще одно: «грузовые автомобили без прицепа с разрешенной максимальной массой не более 26 т, которые обслуживают предприятия, находящиеся в обозначенной зоне». После разгрузки такие машины будут обязаны выезжать из зоны действия знака «на ближайшем к месту назначения перекрестке».
Это исключение существовало до июля 2013 года, однако было отменено. Столичные власти в рамках борьбы с пробками стали активно ограничивать проезд грузовиков, в том числе с помощью знака 3.4. В частности, был введен запрет на дневной проезд тяжелой техники по МКАД. Кроме того, ужесточились правила выдачи пропусков (позволяют проезжать под знак): за соблюдением режима следят камеры, «отсекающие» грузовики без пропусков (с помощью баз данных), а их собственникам высылаются штрафы по 5 тыс. руб. За шесть месяцев 2014 года город выдал более 40 тыс. пропусков и отказал в выдаче 137 тыс.
Как говорят в ГИБДД, в результате были «созданы препятствия для осуществления торговой деятельности и жизнеобеспечения населения». «В отдельных субъектах РФ в зоне действия знака 3.4 расположены до 85% торговых предприятий,– говорят в Госавтоинспекции.– Указанная категория автомобилей составляет основу транспортного парка, используемого торговыми предприятиями для доставки товаров». Доставка малотоннажным транспортом, говорят в ГИБДД, повышает транспортные расходы, что приводит к росту цен на товары и ухудшает экологию из-за роста числа машин на дорогах, что «снижает качество жизни в соответствующих зонах».
Внести изменения в нормативные акты предложили представители бизнеса. В 2013 году с письмом в Минпромторг обратилась Ассоциация компании розничной торговли (в нее входят 37 крупнейших российских игроков), рассказал “Ъ” ее исполнительный директор Андрей Карпов: «Когда вносились изменения в ПДД, все как-то упустили, что в зоны действия знака попали торговые организации». По словам главы профсоюза «Дальнобойщик» Валерия Войтко, с проблемами столкнулись предприниматели не только Москвы, но и Санкт-Петербурга: « Логистика между портами такова, что проехать можно только одним маршрутом: там понаставили знаков, всех начали штрафовать».
По словам Андрея Карпова, были проведены переговоры между ГИБДД и Минпромторгом, проблема обсуждалась и у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Тот дал поручение «изучить вопрос о допуске грузового транспорта данной тоннажности для нужд торговых сетей в зону действия знака 3.4». «Крупным торговым предприятиям это поможет снизить издержки, а, следовательно, и цену на прилавках,– говорит представитель господина Шувалова.– Более того, логика (поправок в ПДД.– “Ъ”) учитывает обеспокоенность в больших городах в связи с возможной дополнительной транспортной нагрузкой на уличные магистрали. Одна машина повышенной тоннажности, возможно, лучше, чем три грузовых машины меньшей тоннажности».
Новые ПДД, согласно проекту, вступают в силу 1 января 2015 года. Уже сейчас ясно, что предлагаемые изменения могут навредить планам мэрии Москвы, которая последовательно ужесточает правила проезд грузовиков. Департамент транспорта разработал проект так называемого грузового каркаса – улиц для сквозного проезда грузовиков. В каркас включены все кольцевые, радиальные магистрали, а также улицы, соединяющие крупные объекты грузогенерации. По остальным улицам грузовикам с массой более 2,5 т ездить запретят. Первую очередь каркаса введут в Восточном административном округе уже этой осенью: для грузовиков выделили 86 улиц. К 2016 году такие зоны появятся по всей Москве.
Контролировать движение большегрузов должны камеры. Однако, по словам господина Войтко, путевой лист, выдаваемый водителям (в нем указан пункт назначения-разгрузки), могут проверить только инспекторы, в базы данных они не вносятся. «Механизма исполнения этого решения пока я не вижу»,– говорит он. «Нововведение не помешает внедрению грузового каркаса. Уверен, что Москва предложит варианты контроля, нужно будет придумать, как настроить систему»,– считает господин Карпов. В департаменте транспорта “Ъ” заявили, что знают об этом проекте: «Мероприятиям по ведению грузового каркаса данное изменение не помешает».
«Этот вопрос нужно серьезно проработать и предложить компромиссную логистику с учетом транспортной инфраструктуры городов,– говорит представитель Игоря Шувалова.– Особенно здесь важна позиция Москвы». По оценкам департамента транспорта столицы, грузовики нагружены в среднем только на четверть. «Для улучшения экологической ситуации в городе необходимы комплексные меры, такие как создание торгово-логистических центров, введение грузового каркаса и так далее»,– считают там. В сентябре планируется дополнительное совещание у Игоря Шувалова, говорит его представитель, с участием ГИБДД и представителей департамента.
Иван Буранов, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.