Декоративное изображение
2 042

Поделиться

Бизнес компенсирует вынужденную "заморозку" цен за счет потребителей с достатком

Производители и продавцы социально значимых продуктов сравнительно легко согласились с требованием властей заморозить цены. И дело здесь не только в давлении государства, не раз уже доказывавшего свою способность общаться с бизнесом с позиции силы, и уж тем более не в альтруизме. Просто участники потребительского рынка считают, что, пойдя навстречу властям в деле поддержки малоимущих слоев населения, они получают моральное право компенсировать убытки за счет всех остальных слоев, питающихся не столь социально значимо.

О повышении цен на продукты питания граждане узнали не на прошлой неделе и не из заявлений политиков в СМИ -- сумма, которую приходится выкладывать за стандартный набор продуктов, заметно увеличивается с начала лета едва ли не каждую неделю. Однако если граждане, расплачиваясь на кассе, склонны обвинять в этом росте правительство, то власти уверены, что причина -- в злом умысле бизнесменов.

Поскольку хлеб у нас всему голова, для начала решили разобраться с поставщиками хлебобулочных изделий, стоимость которых в некоторых регионах за последние месяцы увеличилась чуть ли не на 20%. Производители пытались объяснить, что цены растут по объективным причинам -- дорожает зерно, неурожай и т. д., но их слушать не стали. ФАС начала проверку сразу в нескольких компаниях, заподозрив поставщиков в картельном сговоре. Сговора обнаружить не удалось, и цены решено было остановить любым путем. В некоторых регионах местные власти определили потолок отпускной цены, в других обязали производителей печь "социальные сорта" и установили максимально допустимую торговую наценку для розницы.

Вслед за хлебом взялись за растительное масло -- цены на него в магазинах выросли в среднем с 35 до 50-60 руб. за литр. ФАС и здесь начала расследовать картельный сговор производителей. Те оправдывались, что в Европе дефицит из-за резкого повышения спроса, цены на масличные с начала года выросли более чем вдвое. Говорили, что ситуация должна стабилизироваться -- в этом году крестьяне получили большую прибыль, и уже в следующем можно ожидать роста выпуска сельхозпродукции и, соответственно, снижения цен на сырье. Так было, например, несколько лет назад с сахаром: после резкого подъема цен на мировом рынке в несколько раз увеличилась площадь плантаций сахарного тростника в Индии, и цены упали. Производителям пообещали снизить импортные пошлины и, не обнаружив среди поставщиков заговорщиков, призвали отрасль к социальной ответственности.

Потом власти начали расследовать картельный сговор на молочном рынке -- по данным Росстата, в сентябре в России существенно выросли цены на пастеризованное молоко (на 9,4%), кисломолочные продукты (на 7,9%), творог (на 7,4-7,5%). Производители в ответ стали писать письма, в которых опять же ссылались на объективные причины. Большинство крупных производителей работает на импортным сырье (СОМ и СЦМ --сухом обезжиренном молоке и сухом цельном молоке), цены на которое в Европе из-за отмены дотаций экспортерам и повышения спроса выросли больше чем в два раза. На рынке сырого молока тут же возник дефицит, производители "молочки" начали переманивать друг у друга поставщиков. К тому же подорожали корма (см. выше), а в связи с отелами упали удои. В результате отпускная цена сырого молока увеличилась почти вдвое с начала лета. "Вы поймите,-- пытались объяснить производители,-- сейчас дефицит еще и из-за пика спроса, который традиционно приходится на октябрь-декабрь. В январе спрос упадет, и цены стабилизируются".

"И вообще,-- жаловались производители и поставщики социально значимых продуктов,-- нас тут обвиняют в заговорах и пытаются надавить, а на нас и так розница давит. За вход в сети и за полки в магазинах -- плати, торговая наценка на некоторые группы товаров доходит до 50%, при этом отсрочка по платежам составляет от двух недель до двух месяцев. У всех крупных сетей мораторий на повышение цен от месяца до двух. То есть даже если мы завтра объявим о повышении, цену сможем поднять через месяц, да и то в рамках зафиксированной в договоре разницы".

Розницей, которая до поры до времени в списках заговорщиков не значилась, тоже заинтересовались. В некоторых регионах местные власти по собственной инициативе ограничили розничную наценку на хлеб, молочные продукты, растительное масло и еще ряд позиций и начали проводить массовые проверки торговцев на предмет недобросовестного завышения цен. В минувший четверг Юрий Лужков собрал представителей крупнейших розничных сетей, чтобы выяснить, не среди них ли затаились враги трудового народа.

Надо сказать, что ритейлеры, в отличие от производителей и поставщиков, оправдываться не спешили. Единственным заявлением стало официальное обращение АКОРТ -- организации, объединяющей крупнейших розничных торговцев, к поставщикам, в котором они просили заморозить отпускные цены. Официальные комментарии представители крупнейших розничных сетей тоже не давали -- по объективным причинам. Сдержанность эта вполне объяснима: заявить на всю страну, что они готовы заморозить цены и ради народного блага пойти на сокращение прибыли -- значит напугать акционеров. Но еще хуже -- сказать, что сделать этого они не могут. Потому что у власти помимо проверок ФАС существует масса других рычагов воздействия, и ритейлерам об этом прекрасно известно.

Поэтому можно даже не сомневаться, что цены на социально значимые продукты будут зафиксированы. И убытки придется подсчитывать всем -- и производителям, и поставщикам, и розничным торговцам. Первые даже не скрывают, что намерены компенсировать издержки, в том числе повышением цен на продукты, которые не относятся к социально значимым.

По всей вероятности, по тому же пути придется пойти и рознице -- на социально значимые продукты приходится существенная доля оборота сетей, и компенсировать снижение наценок на молоко и хлеб придется за счет их увеличения на другие продукты. На что именно вырастут цены, ритейлеры не говорят. В частности, потому, что пока непонятно, какие продукты будут признаны социально значимыми на этой неделе.

Ъ

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами