Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Billa купит у Enka сеть супермаркетов «Ситистор»
Сезон сделок M&A на рынке ритейла в этом году, похоже, откроет компания Billa. Как стало известно РБК daily, австрийский ритейлер подал ходатайство в ФАС о покупке сети «Ситистор» (прежде «Рамстор»). Речь идет о 17 объектах с разной формой собственности. Владелец этой сети, турецкий девелопер Enka, постепенно выходит из продуктового бизнеса еще с 2007 года. Цена сделки по покупке Billa «Ситисторов» может составить до 100 млн долл.
В конце декабря 2011 года Федеральная антимонопольная служба получила ходатайства от компании Billa на приобретение 100% долей ООО «Ммос» и ООО «Дмос». Они входят в одну группу с торговой сетью «Ситистор». Речь идет о более чем десяти объектах, которые принадлежат приобретаемым обществам на правах собственности и аренды. Детальных уточнений в ФАС пока не дают – ходатайства еще полностью не изучены, заявили РБК daily в антимонопольной службе. Сами компании отказались от комментариев по этому вопросу.
Обычно появление подобных ходатайств в ФАС свидетельствует о том, что переговорный процесс двух сетей находится уже в серьезной стадии. После того как антимонопольщики изучат доли обоих ритейлеров на рынке, они смогут начать более детально размышлять о цене сделки. Дело в том, что ФАС может выдать предписание о закрытии некоторых точек, если выяснится, что доля ритейлера в каком-либо регионе превышает 25%. Именно такие ограничительные рамки установил закон о торговле.
Согласно информации на сайте сети «Ситистор», компания сейчас развивает 17 объектов в Москве, семь из них в собственности, остальными она распоряжается на правах долгосрочной аренды. Общая площадь объектов составляет 42 тыс. кв. м, из них торговая почти 20 тыс. кв. м.
Стоимость «Ситисторов» подсчитать достаточно сложно – сеть никогда не обнародовала своих финансовых и операционных результатов, отмечает аналитик «Уралсиба» Тигран Оганесян. По его примерным подсчетам, речь может идти о сумме 70–100 млн долл. «Для Billa это будет рывок вперед, в последнее время сеть явно зачахла – особого развития не было», – добавил аналитик.
Billa, которая входит в REWE Group, пришла в Россию в 2004 году из Австрии. На сегодняшний день в России функционирует 72 супермаркета, львиная доля – в Москве. Свои финансовые показатели компания не афиширует. В последний раз ритейлер совершал сделки в России в 2008 году. Именно тогда австрийцы купили торговые объекты «Ням-ням»: сеть из 13 магазинов, два из которых были в аренде.
Сделка между Billa и «Ситистором» выгодна обеим сторонам, считает гендиректор INFOLine Иван Федяков: «Enka давно хотела выйти из непрофильного бизнеса, а Billa нужно развиваться». Кроме того, подчеркивает эксперт, в больших городах сети исчерпали все возможности для органического роста, поэтому развитие уже легче осуществлять преимущественно через сделки слияния и поглощения.
Недавнее выступление «Седьмого континента» (речь о безумно низкой цене выкупа акций у миноритариев) привело к тому, что на рынке появился новый мультипликатор оценки компаний, считает г-н Федяков. «Раньше стоимость ритейлера при сделке составляла примерно 40–50% выручки, а после «семерки» оценка упала до 30%», – говорит он.
Напомним, Enka стала единственным владельцем продуктового актива «Рамэнка» (развивала 42 супермаркета «Рамстор» и десять торговых центров) в 2007 году. В конце того же года девелопер продал за 260 млн долл. французской сети Auchan 14 объектов (13 из них были в долгосрочной аренде, покупатель получил на нее право).
В течение следующих двух кризисных лет компания закрывала «Рамсторы», у которых заканчивались сроки аренды. К началу 2010 года в сети осталось 17 точек. Девелопер хотел продать и их, для этого был нанят Bank Societe Generale Vostok, но покупателя не нашлось. Тогда находчивые турки переименовала «Рамсторы» в «Ситисторы», к началу 2010 году количество объектов уменьшилось до 14. Девелопер решил заняться развитием своих немногочисленных торговых точек, открытием новых, с тем чтобы в перспективе хорошо продать их. Аналитики считали, что самые лакомые турецкие куски расположены на Комсомольской площади и у метро «Сокол».
Евгения Перцева, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?