Декоративное изображение
2 908

Поделиться

«Белый ветер» подул в суд

Ритейлер просит признать себя банкротом

Как стало известно “Ъ”, торговая сеть «Белый ветер цифровой» (БВЦ) подала в суд заявление о банкротстве. Долги БВЦ более чем на 7 млрд руб. пытаются истребовать десятки компаний, в том числе дистрибутор Apple «Дихаус» и российское представительство японской корпорации Sony.

ООО БВЦ, управляющее одноименным ритейлером, подало заявление о признании банкротом в арбитражный суд Ульяновской области (копия документа есть у “Ъ”). Заявление зарегистрировано 18 августа, слушание по делу назначено на 18 сентября, сообщили “Ъ” в канцелярии суда. По данным на 15 августа, задолженность БВЦ составляет 7,2 млрд руб., из них 4 млрд руб.– долг перед поставщиками и подрядчиками, 3,1 млрд руб.– долг по кредитам и займам и 3,6 млн руб.– долг по зарплате перед работниками. Вернуть долги невозможно из-за низкой рентабельности продаж и больших операционных расходов, заявляет БВЦ. Связаться с представителем ритейлера не удалось.

Заявление о банкротстве поступило в ульяновский суд, потому что компания БВЦ, зарегистрированная прежде в Москве, перерегистрировалась в Ульяновске. Как правило, такие действия вызваны желанием уйти от долгов перед налоговой службой, пояснил партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. «В день регистрации компания снимается с налогового учета по старому адресу и сразу же ставится на учет в налоговом органе по месту нового юридического адреса. С этого момента прежняя налоговая инспекция лишается права проводить какие-либо проверки и выставлять штрафные санкции даже за прежний период деятельности»,– сказал юрист.

Основанная в 1991 году сеть БВЦ занимается продажами компьютеров, бытовой техники и мобильных устройств. По итогам 2013 года компания управляла 175 магазинами и занимала 16-е место в топе ритейлеров бытовой техники, сообщил гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По данным kartoteka.ru, ООО БВЦ контролируется ООО «Концерн “Белый ветер”«, которое, в свою очередь, на 93% принадлежит ООО «Аида и Д», а еще 7% – у кипрской Pricenet Limited. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2013 году выручка ООО БВЦ составила 10,1 млрд руб., чистая прибыль – 3,4 млн руб.

По мнению участников рынка, ритейлер контролируется банкирами из Татарии. В частности, гендиректор БВЦ и концерна «Белый ветер» Аида Ильясова по состоянию на 31 декабря 2013 года входила в список аффилированных лиц Татфондбанка, акционером которого является банк «Ак Барс». В 2013 году Татфондбанк раскрывал, что жена экс-председателя правления банка Роберта Мусина владеет более 20% «Аиды и Д». Представитель Татфондбанка сообщил “Ъ”, что банк не входит в число акционеров БВЦ, и отказался раскрыть какую-либо информацию о задолженности ритейлера перед банком. На ООО «Концерн “Белый ветер”« зарегистрирован только товарный знак розничной сети, в то время как вся операционная деятельность сосредоточена на ООО БВЦ, которое и пытаются признать банкротом, сказал бывший топ-менеджер ритейлера. Весной совладельцы БВЦ хотели сохранить бизнес, сказал источник “Ъ”, близкий к компании. В будущем БВЦ «сменит вывеску»: на месте его салонов откроются безымянные магазины электроники с дешевыми товарами, предполагает отраслевой источник “Ъ”.

С начала 2014 года к БВЦ поступило более 50 исков с требованием задолженности. Максимальную сумму – 456,9 млн руб.– требует компания «Дихаус», дистрибутор техники Apple iPhone, iPad и Mac. Гендиректор «Дихауса» Юрий Родный сообщил, что несколько раз встречался с совладельцами БВЦ и достигал промежуточных договоренностей по выплате задолженности, которые так и не были выполнены. 26 августа российское представительство корпорации Sony – ЗАО «Сони Электроникс» – обратилось в суд с требованием от БВЦ 100,1 млн руб.

Ритейлер глубоко забрался в кредиты, пытаясь расширить сеть, и получил удар в виде падения потребительского спроса, объяснил причину банкротства Михаил Бурмистров. Один из участников рынка добавил, что БВЦ опоздал с началом интернет-продаж и не выдержал конкуренции с магазинами, продающими «серый» товар. Такие компании торгуют дешевой неофициально импортированной техникой, получая клиентов благодаря агрегаторам в интернете. «В какой-то мере “Белый ветер”, кроме прочего, можно назвать первой крупной жертвой “Яндекс.Маркета”«,– заключает собеседник “Ъ”.

Мария Коломыченко, ИД «Коммерсантъ»

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами