Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Белорусский бизнес свернулся, не дожидаясь указа Лукашенко
Александр Лукашенко 20 февраля подписал указ № 90, который приостанавливает до 1 июня 2015 года действие его же указа № 48 от 9 февраля 2015 года «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов». Не дожидаясь очередного послабления условий торговли, свою деятельность прекратили многие субъекты хозяйствования, сообщает корреспондент ИА Regnum.
«Документ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 13 февраля 2015 года», – сказано в кратком официальном комментарии к указу №90 пресс-службы президента Белоруссии.
В своё время принятие указа №48 вызвало негативную реакцию белорусского микробизнеса, прежде всего – индивидуальных предпринимателей, торгующих продукцией зарубежного легпрома. Указом устанавливалась административная ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения технических регламентов Таможенного союза и Евразийского союза. Указом введена ответственность юрлиц, ответственных за достоверное проведение испытаний продукции, за нарушения правил и процедур обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям техрегламентов (сертификация, декларирование).
Принятие указа №48 от 9 февраля 2015 года, а также указа №222 от 16 мая 2014 года «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами», по мнению экспертов, направлено на реализацию политики «импортозамещения». На протяжении длительного периода государственный концерн «Беллегпром» указывал на трудности в конкурентной борьбе с зарубежными производителями, прежде всего – азиатскими. Стремясь поддержать отечественного производителя, чиновники Белоруссии лоббировали принятие в рамках Таможенного союза ряда административных мер, которые осложнят ввоз и реализацию импортной продукции. В частности, был принят техрегламент ТС, предписывающий реализовывать только сертифицированный импортный товар, а производители контрафакта и торговцы контрабандой часто не могли предоставить сертификат. После неудачных попыток организовать забастовки и «поднять волну» в СМИ, представители белорусского микро- и малого бизнеса стали закрывать торговые объекты и подавать документы на реализацию. Указы Лукашенко позволяли им до 1 марта 2015 года продать ввезенный до 1 июля 2014 года товар без документов, подтверждающих их соответствие техрегламенту ТС, однако многие предприниматели не стали дожидаться крайнего срока и прекратили торговлю.
Дополнительным (если не главным) стимулом к закрытию боксов в «бутиках» и «пассажах» стало резкое падение платежеспособного спроса из-за экономического кризиса в Белоруссии. Многие крупные государственные предприятия перевели рабочих на неполную рабочую неделю (3-4 дня), сократили премии и надбавки, не повышали зарплаты с конца 2014 года. Состоявшаяся в декабре-январе девальвация белорусского рубля резко снизила привлекательность закупавшегося за доллары и евро импорта. Ситуацию осложнила экспансия российских товаров, намного подешевевших из-за девальвации нацвалюты РФ – сегодня они особенно хорошо представлены на рынках каждого крупного белорусского города. Кроме того, доходы госпредприятий и крупных частных фирм всегда осложнял фактор стихийного ввоза гражданами товаров из Евросоюза и РФ. Известно, что белорусы из всех стран-соседей ЕС наиболее активно получают шенгенские визы, а в рамках Союзного государства для белорусов не действуют визовые и многие другие ограничения.
Особенностью социально-экономических отношений в постсоветской Белоруссии всегда была очень сильная привязка оценки стоимости товара или услуги к доллару США. Прошло более 20 лет «независимости», а белорусы по-прежнему пересчитывают цены в долларах. С недавнего времени Минторг стал бороться с этим явлением, запрещая интернет-магазинам указывать цены в долларах и евро параллельно с ценником в белорусских рублях, однако запретами едва ли можно вернуть доверие к «зайчикам» и «белочкам», уничтожавшееся весь постсоветский период девальвациями и высокой инфляцией. Накопления в долларах США и определение стоимости в них – вполне закономерное явление, которое ещё не скоро властям постоветской республики удастся преодолеть. Тем более, что они сами рассчитывают стоимость бензина в долларах, а аренду – в евро.
Накануне президентского указа, 19 февраля госинформагентство БелТА донесло до общественности заявление председателя Совета по развитию предпринимательства Белоруссии Петра Прокоповича, по информации которого за 2014 год постсоветская республика увеличила потребительский импорт почти на $1 млрд. Прокопович считает, что для сбалансированности белорусской экономики необходимо значительно увеличить экспортный потенциал и сократить зависимость от импорта.
«Фактически для нормальной работы мы можем сократить импорт как минимум в полтора раза, – заявил Прокопович. – Скажем, на потребительском рынке это должно быть не более 15-20%. Все остальное мы можем делать сами, но мы при этом добровольно уступаем свой рынок».
Декларируя «импортозамещение» и «дедолларизацию», власти Белоруссии продолжают давление на частный бизнес и потребителей. На самом деле основными потребителями импорта являются вовсе не белорусские обыватели, а крупные госпредприятия. Иностранная валюта, дефицит которой столь остро ощущался в конце 2014 года, ушла на закупку импортных товаров, из которых произведён белорусский неликвид, скопившийся на складах и огромных стоянках под открытым небом.
Тем временем значительная часть «ИПшников» и «ЧУПов» подали документы на ликвидацию, не видя перспектив в продолжении бизнеса. Некоторые из них связывают свои проблемы с техрегламентом Таможенного союза, другие винят конкретно Лукашенко, однако есть и те, кто смотрит на процессы шире, понимая, что Белоруссия погружается в очередной кризис отнюдь не из-за отношений, возникших с 13 февраля 2015 года.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.