Декоративное изображение
2 419

Поделиться

Белорусским товарам готовят парадный вход

Их поставщиков могут освободить от выплаты бонусов

Продуктовое эмбарго России открывает все новые возможности для поставщиков из Белоруссии. Вслед за возможностью импортировать в Россию пищевую продукцию глубокой переработки из стран, попавших в санкционный список, белорусские поставщики могут быть освобождены от «бонусов» за попадание на полки российских продуктовых сетей. Такие бонусы формально уже запрещены законом, но неофициально продолжают выплачиваться в сумме от 1 млн до 25 млн руб. за товарную позицию. Только экспорт белорусской молочной продукции в Россию за прошлый год составил более $2 млрд.

Отмена входных бонусов за попадание в российские торговые сети для белорусских поставщиков обсуждалась в конце августа в ходе визита в Минск делегации, включавшей руководителя департамента торговли и услуг Москвы Алексея Немерюка и представителей крупнейших российских ритейлеров, рассказал собеседник “Ъ”, знакомый с ходом переговоров. Такое предложение поступило от самих российских сетей – речь идет о категориях товаров, которые попали под санкции России в отношении производителей Евросоюза и других стран, уточнил источник. Господин Немерюк подтвердил, что знает о таких планах ритейлеров. В одной из федеральных торговых сетей “Ъ” подтвердили, что рассматривают возможность сотрудничества с белорусскими поставщиками без бонусов, но «пока никаких соглашений или договоров не заключено».

Представитель Х5 Retail Group («Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») Владимир Русанов подчеркнул, что в Минске ритейлеры обсуждали расширение сотрудничества, но не обещали специальных условий, поскольку по многим товарным категориям входные бонусы в сетях Х5 «давно отменены». Представитель Metro Оксана Токарева сообщила, что у ритейлера для всех поставщиков равные условия работы в соответствии с законом «О торговле».

Входные бонусы действительно запрещены законом, напоминает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Крупные сети давно не используют такой инструмент, напоминает он. Но фактически поставщикам все равно трудно попасть на полку, так как неофициальная практика входных бонусов до сих пор существует, говорит один из крупных российских производителей. В договорах с ритейлерами такие бонусы могут обозначаться, например, как выплаты за консультационные услуги, рекламу или маркетинг. Плата за вход начинается от 1 млн руб. и может превышать 25 млн руб. за позицию плюс доплаты за открытие новых магазинов, рассказывает собеседник “Ъ”. Льготы при входе в сеть для белорусских производителей будут дискриминировать российских поставщиков, уверен он.

Для поставщиков свежих овощей и фруктов такой бонус уже обнулен вне зависимости от страны происхождения, утверждает директор по развитию «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. Импортное мясо редко продается в российских сетях, а объем белорусской колбасы несущественен, добавляет заместитель начальника центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. Вероятнее всего, в тех категориях, которые попали под эмбарго, из-за дефицита продукции входной бонус обнулят и для российских товаров, считает она. По ее мнению, наибольший эффект отмена бонусов может оказать на поставщиков молочной продукции. По данным «Белстата», объем ее экспорта из Белоруссии в Россию в 2013 году составляет более $2 млрд. В Россию уходит около 80–90% экспорта, по некоторым категориям (сыры, творог, цельномолочная продукция) – больше 95%. «Белорусские производители могут выпускать практически весь сегмент молочной продукции, включая моцареллу и пармезан»,– говорит председатель правления «Союзмолока» Андрей Даниленко. По его мнению, Белоруссия может значительно увеличить свою долю на российском рынке: местные производители стали закупать сырье у европейских, чтобы заместить импорт, который оказался под запретом.

Ранее на особые условия в российских торговых сетях также претендовали поставщики крымских вин. Как сообщал “Ъ”, в минувшем марте обсуждалось выделение специальных полок в магазинах и организация дегустаций вин в торговых залах. Помимо этого производители рассчитывали «на гибкую ценовую политику при оплате маркетинговых услуг».

Белорусские поставщики уже получили возможность импортировать в Россию продукцию, попавшую под запрет, но лишь в случае ее глубокой переработки. Впрочем, первые случаи реэкспорта продуктов из стран, попавших в санкционный список, Россельхознадзор начал фиксировать еще в середине августа.

Анастасия Дуленкова, Анна Зиброва, Екатерина Геращенко, ИД «Коммерсантъ»

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами