Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Белоруссия затягивается российскими сигаретами
Уже с 1 апреля белорусский рынок может быть открыт для неограниченного ввоза сигарет, произведенных в России. Как стало известно Ъ, отмена импортных квот на ввоз сигарет в республику является одним из пунктов соглашения между правительствами двух стран, которое может быть подписано уже 1 марта. Впрочем, отмечают участники рынка, импортные квоты -- лишь один из барьеров, который мешает увеличению продаж российских сигарет в республике.
Белоруссия квотирует импорт сигарет с 1997 года, с 2001-го ввозить разрешено только сигареты стоимостью более $0,26 за пачку. В 2002 году в страну ввезли 4,103 млрд сигарет, в 2003-м -- 3 млрд, в 2004-м -- 3,6 млрд, в 2005-м -- 3,07 млрд. Утверждая квоту на 2006 год, правительство республики заявило, что квота составит 1,5 млрд штук при общем объеме рынка в 18 млрд штук, и рекомендовало иностранным производителям переносить производство в Белоруссию. Этой рекомендации последовал целый ряд импортеров, разместивших на местных фабриках контрактное производство,-- JTI (Magna, Monte Carlo, More, Camel и Winston), British American Tobacco (Alliance и Viceroy), Imperial Tobacco (West). В ноябре 2005 года переговоры о контрактном производстве пакета марок начал вести и Philip Morris, но соглашение до сих пор не подписано. Интерес к белорусскому рынку табачники объясняли тем, что спрос в Белоруссии на сигареты премиального сегмента и международные брэнды превышает предложение. На этот год квота также была установлена в размере 1,5 млрд сигарет.
Как стало известно Ъ, уже с апреля ограничения ввоза сигарет в Белоруссию могут быть сняты в рамках исполнения договоренностей премьер-министров России и Белоруссии Михаила Фрадкова и Сергея Сидорского. 13 января при подписании соглашения об экспортной пошлине на российскую нефть и нефтепродукты глава белорусского правительства пообещал отменить 40 правительственных актов, затрудняющих товарооборот российской продукции. В частности, обязательство отменить "квотирование или применение эквивалентных ему мер" в отношении табачных изделий прописано в проекте соглашения между правительством РФ и правительством Республики Беларусь о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества. Как рассказал Ъ источник, знакомый с судьбой этого документа, обе стороны рассчитывают подписать это соглашение уже 1 марта. В этом случае отмена квотирования табачных поставок произойдет уже к 1 апреля. Эту информацию подтвердили в департаменте торговых переговоров МЭРТа.
Участники рынка рады грядущей отмене квот. Управляющий директор Philip Morris в России и Белоруссии Лео Маклохлин называет квотирование поставок сигарет "ненужным барьером на пути свободного и открытого оборота товаров и услуг между странами". Управляющий по корпоративным отношениям Gallaher Елена Мамонтова считает, что отмена квот "открывает лучшие возможности работать на рынке Белоруссии". "Учитывая то, что сигареты премиальных сегментов не производятся в Белоруссии, непонятно, почему этот вид продукции нужно ограничивать",-- считает исполнительный директор совета по вопросам развития табачной промышленности Надежда Школкина.
Впрочем, отмечает госпожа Мамонтова, отмена квотирования не гарантирует свободный ввоз сигарет на территорию страны. Помимо импортной квоты в стране действует ряд других ограничений. В частности, импортер сигарет обязан получать лицензию в министерстве торговли Белоруссии, а также заключить с ведомством договор, в котором определяется не только объем поставок сигарет, но и их помесячный график и ассортимент по наименованиям брэндов, напоминает представитель другой табачной компании.
Однако, как заверили Ъ в департаменте торговых переговоров МЭРТа, текст соглашения подразумевает, что в отношении российских товаров будут сняты все административные барьеры. "Лицензии и договоры рассматриваются нами также в качестве препятствий административного характера, и мы настаиваем на их отмене",-- пояснил источник в МЭРТе.
Интервью
Подробно об инфраструктуре и развитии сервиса, СТМ, франшизе и новых преоктах.