Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Башкирия требует у ритейлеров отдать полки под продукцию "Башспирта"
В письме ОАО "Башспирт" (четвертый по величине производитель водки в России за два месяца 2008 года) эта госкомпания, ссылаясь на правительство республики, просит обеспечить 80% полочного пространства в магазинах под свою продукцию. Участники рынка расценивают инициативу как проявление "водочного сепаратизма".
Письмо за подписью гендиректора ОАО "Башспирт" (до 2006 года — ГУП "Башспирт") Николая Князева (N 0771/06/04) датировано 5 марта. В письме господин Князев ссылается на рекомендации, данные правительством Республики Башкортостан отделам торговли администраций городов и районов. В частности, господин Князев доводит до сведения торговцев просьбу "обеспечить в розничных торговых точках витринную выкладку алкогольной продукции соответственно уровням продаж: водки ОАО "Башспирт" — 80% полочного пространства (их необходимо расположить в центре витрины, отдельно от "привозных водок", согласно прилагаемой фотограмме), водки производителей РФ — 20%". Контроль за "приоритетной представленностью" местных водочных брендов также возложен на "Башспирт". Представитель "Башспирта" о достоверности письма попросил прислать его копию по факсу, после чего отказался от комментариев. О существовании такого письма знают в компании "Русский алкоголь" и розничной сети "Матрица", крупнейшей в республике.
Проведение 22 февраля в Уфе расширенного заседания правительства Башкирии подтвердили в самом правительстве. По словам источника, знакомого с итогами совещания, 12 марта главы министерства внешнеэкономических связей, торговли и предпринимательства (МВСТП) и минсельхоза провели для руководителей торговых сетей и местных производителей новое совещание, на котором вновь была поставлена задача — обеспечить для товаров местного производства приоритетный режим в местной торговле. В пресс-службах МВСТП и республиканского минсельхоза "Ъ", впрочем, заверили, что "все вопросы решаются только на уровне рекомендаций".
ОАО "Башспирт" создано в мае 2006 года как правопреемник ГУП "Башспирт". По итогам 2007 года произвело 4,16 млн дал алкоголя (105% от уровня 2006 года). Через ГУЧ "Минземимущество" на 100% принадлежит Республике Башкортостан. По данным "СПАРК-Интерфакса", выручка в 2006 году — 2,8 млрд руб., чистая прибыль — 194 млн руб.
Представители водочных компаний расценили действия "Башспирта" как проявления "регионального водочного сепаратизма". Зампред правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров отметил, что рассылка писем от имени регионального производителя с указанием, как должна быть расставлена продукция конкурентов, прецедент в отрасли: "Не припомню случая, чтобы алкогольная продукция из других регионов ограничивалась столь радикальным образом, хотя спектр применяемых методов широк" (см. справку).
Замминистра Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Кашеваров отметил, что в данном случае "предмет для разбирательства есть", и посоветовал обратиться в местное отделение ФАС, начальник которого Зульфира Акбашева не смогла оперативно ответить на запрос "Ъ".
По данным "Бизнес Аналитики", по итогам 2007 года продукция ОАО "Башспирт" занимала 61,8% водочного рынка Уфы по стоимости, "Русского алкоголя" — 8,4%, "Союз-Виктана" — 3,6%, "Веды" — 3,4%, ГК ОСТ — 2,9%. Всего в Уфе, по данным TGI-Russia, потребляют водку 33,3% населения старше 16 лет.
Владелец сети "Матрица" Тимур Гизатуллин сомневается, что подобные инициативы существенно повысят продажи местных водок в Башкирии — их доля на рынке и так близка к 80%, уверен он. Но это новшество негативно скажется на доходности самих сетей: входные билеты для местных компаний стоят в среднем на 30% дешевле, чем для федеральных. А генеральной директор российского представительства торговой марки "Хортица" Роман Марченко уверен, что из-за снижения ассортимента сетям будет нанесен не только финансовый, но и имиджевый ущерб.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.