Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Банки взяли торговлю в оборот
Она лидирует по кредитной привлекательности
Крупнейшие банки в этом году предпочитают кредитовать предприятия торгового сектора, тогда как традиционно привлекательные для них нефтегазовый и энергетический секторы, а также телекоммуникации больше не пользуются спросом. Впрочем, сами заемщики утверждают, что это они потеряли интерес к кредитам, предпочитая заимствования на публичных рынках.
Крупнейшие банки (топ-30 по активам) в 2013 году предпочитают кредитовать предприятия торгового сектора. Такие данные приводятся в ежегодном отчете BDO в России по итогам опроса 48 банков и инвесткомпаний. Также в тройку лидеров по кредитной привлекательности вошли девелоперы и производители товаров массового потребления. В 2012 году предпочтения представителей банков из топ-30 выглядели иначе – лидером была недвижимость, за ней шли энергетика и телекоммуникации. Торговля занимала лишь седьмое место в списке. В 2013 году входившие в тройку лидеров прошлого года энергетика и телеком опустились на восьмое и девятое места соответственно.
Хотя крупнейшие банки обратили пристальное внимание на сектор оптово-розничной торговли только в этом году, мелкие и средние банки отдавали предпочтение этой отрасли еще в 2012-м. Но если в общем перечне предпочтений участников банковского рынка торговля удерживает позицию лидера уже второй год, то занимавший ранее второе место нефтегазовый сектор в 2013 году опустился сразу на пять позиций. В тройке лидеров кредитной привлекательности на этот раз помимо торговли транспорт и логистика и промышленное производство.
Изменения предпочтений банкиров, зафиксированные BDO, участники рынка связывают в первую очередь со снижением спроса на кредиты со стороны отраслей, опустившихся в рейтинге: энергетика, телеком, нефтегазовый сектор. По словам члена правления Райффайзенбанка Оксаны Панченко, нефтегазовые, энергетические и телекоммуникационные компании – это первоклассные заемщики, в большинстве – публичные, поэтому они в первую очередь получают доступ к внутреннему и внешнему рынку публичного долга, где ставки ниже. Подтверждают это и представители бизнеса. «“Газпром”, как и большинство лидеров мирового бизнеса, привлекает заемные средства путем выпуска облигаций и других публичных долговых инструментов, и прямое банковское кредитование компания в последние годы практически не использует»,– отмечают в управлении информации «Газпрома».
Компании–представители указанных секторов заверили “Ъ”, что на себе охлаждения интереса банков к кредитованию их бизнеса не чувствуют. «Банки сейчас нацелены на крупный корпоративный бизнес, и энергетика в него, несомненно, входит,– отмечает представитель “Интер РАО”.– Сейчас многие крупные банки готовы делать сделки с дочерними компаниями холдинга на тех же коммерческих условиях, но без предоставления поручительства со стороны головной компании, что еще полгода назад сложно было представить». Не отмечают существенных изменений в условиях кредитования в МТС и «МегаФоне». «Сами компании стали более избирательны в плане источника привлечения,– поясняет представитель “Ростелекома” Кира Кирюхина.– Банки не могли дать сопоставимых предложений для заемщиков с низким уровнем риска, с хорошей кредитной историей и рейтингами, поэтому мы стали меньше обращаться в банки». Впрочем, в одной и той же отрасли интерес банков к кредитованию конкретных компаний различный. По словам заместителя гендиректора «КЭС-Холдинга» по экономике и финансам Кирилла Лыкова, можно ожидать дальнейшего повышения интереса банков к крупным заемщикам и снижения к мелким и средним, более чувствительным к изменению внутренней и внешней среды.
На этом фоне торговые предприятия становятся привлекательными заемщиками не только для небольших, но и для крупных банков. «Торговые предприятия постоянно нуждаются в пополнении оборотного капитала, который предоставляется в среднем на год, в отличие от других отраслей, у которых потребность в первую очередь в долгосрочном финансировании»,– рассуждает член правления СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин. К тому же, по словам члена правления Номос-банка Александра Ройко, торговый сектор более устойчив к нестабильной ситуации в макроэкономике. Кроме того, сейчас кредитовать торговлю экономически выгоднее, чем другие сектора: она способна кредитоваться под более высокие ставки, добавляет он. В отличие от отраслей, просевших в рейтинге привлекательности, торговые предприятия отмечают изменение отношения банков. «Банки достаточно лояльны к ритейлерам, это связано с продолжающимся ростом оборота розничной торговли,– говорит президент “Дикси” Илья Якубсон.– По данным Росстата, этот показатель в 2012 году достиг 21,32 трлн руб., что почти на 6% больше, чем в 2011 году».
Ольга Шестопал, Анна Солодовникова, Наталья Скорлыгина, Михаил Серов, Владислав Новый, Халиль Аминов, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?