Декоративное изображение
4 403

Поделиться

Банки вслед за кредитами на жилье и машины сокращают экспресс-кредитование

Крупнейшие участники рынка потребкредитования сократили объем и ужесточили условия выдачи экспресс-кредитов. По словам ритейлеров, в октябре продажи в кредит в некоторых сетях упали на 30%, а ставки выросли на 5 процентных пунктов. Сокращение кредитования в торговых сетях может привести к снижению продаж, поскольку 30% покупок финансируется сейчас за счет кредитов, считают эксперты.

О сокращении в октябре объемов продаж в кредит сообщили крупнейшие ритейлеры. "Продажи в кредит сейчас снизились на 30% по сравнению с сентябрьскими, банки в основном продают высокодоходные кредиты с первоначальным взносом",— сообщил руководитель департамента потребительского кредитования компании "М.Видео" Валерий Шатковской. По информации другой крупной торговой сети "Мир", в октябре ставки по экспресс-кредитам повысились в среднем на четыре-шесть процентных пунктов. "Кредитный оборот в целом снизился на 4-5%, доля высокодоходных кредитов увеличилась на 20-25%",— отметили в пресс-службе "Мира". В "Эльдорадо" и "Техносиле" отказались комментировать ситуацию.

Сокращение объемов кредитования, по наблюдениям ритейлеров, происходит на фоне ужесточения условий оценки заемщика. "Банки пересмотрели скоринговые модели и увеличили число отказов по кредитным заявкам",— отметили в "Мире". Кредитные специалисты ХКФ-банка в торговых сетях говорят заемщику, что объем отказов увеличен, и рекомендуют брать кредиты с первоначальным взносом, а также на больший срок. Банк "Ренессанс Капитал" (работает под брендом "Ренессанс Кредит") с 17 октября вообще "временно приостановил кредитование в магазинах в связи с нестабильной ситуацией на финансовых рынках". По словам участников рынка, увеличил объем отказов и банк "Русский стандарт". Альфа-банк пока не ужесточал требований к заемщикам, но планирует сделать это в ближайшее время. Доля отказов вырастет на 5-6%, сообщила начальник управления развития целевых кредитов Альфа-банка Наталия Карасева.

Экспресс-кредитование в точках продаж традиционно занимало значительную долю в кредитных портфелях основных участников рынка. Об этом свидетельствуют данные их отчетности по МСФО. У ХКФ-банка в первом полугодии доля кредитов на покупку товаров составляла 46,3% (31,7 млрд руб.) от кредитного портфеля (68,6 млрд руб.). Доля кредитов в точках продаж у "Ренессанс Кредита" составляла 42,7% (19,7 млрд руб.) от кредитного портфеля (46,2 млрд руб.), у "Русского стандарта" — 23,1% (37,2 млрд руб.) от объема розничного портфеля (161,1 млрд руб.).

Кризис на финансовых рынках и рынках межбанковского кредитования банки ощущают с середины сентября. Однако вызванное этим сокращение кредитных программ в первую очередь коснулось крупных залоговых кредитов, предоставляемых на длительный срок,— ипотеки и автокредитов. В сентябре объемы продаж товаров в кредит не менялись: в "Эльдорадо" на уровне 27% от оборота, в "Техносиле" — 23-25%, в "М.Видео" — 15%. В октябре сокращение дошло и до кредитов в торговых сетях.

Эксперты уверены, что в ближайшее время банки еще больше сократят объемы кредитования в точках продаж. "Это самый рискованный вид кредитования, необходимый банку для удержания позиций в период роста рынка и высокой конкуренции,— считает аналитик банка "Траст" Евгений Надоршин.— Сейчас спрос на кредиты высокий, а предложение сокращается, банкам выгоднее выдавать кредиты в собственных офисах, сократив расходы на продвижение кредитов в магазинах". По словам господина Надоршина, сейчас банки в первую очередь заинтересованы в поддержании собственной ликвидности, а не в увеличении кредитных портфелей. С ним согласна и старший аналитик Альфа-банка Наталия Орлова. По ее прогнозам, сокращение розничного кредитования скажется на динамике объемов продаж, поскольку 30% потребления финансируется за счет кредитов.

Ъ

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами