Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Банки укорачивают экспресс-кредиты в торговых сетях
Из-за ограниченного доступа к финансированию банки намерены изменить приоритеты в ведении розничного бизнеса — кредиты будут более короткими и дорогими. Изменение подхода уже проявляется в секторе экспресс-кредитования в торговых сетях. Смена лидеров в этом секторе неизбежна, прогнозируют эксперты.
ОТП-банк выиграл тендер по предоставлению кредитов на покупку техники в магазинах торговой сети «Техносила», сообщил банк в конце прошлой недели. До сих пор его экспресс-кредиты предоставлялись только в региональных торговых сетях. По словам директора дирекции розничных продаж ОТП-банка Елены Бушняковой, работа с торговой сетью, входящей в тройку лидеров, стала возможна после ухода или сокращения присутствия в этом секторе других банков. Теперь ОТП-банк надеется существенно увеличить долю экспресс-кредитов в своем розничном портфеле и увеличить долю на рынке. Сейчас кредиты физическим лицам в его общем кредитном портфеле составляют более 70% (более 40 млрд руб.).
До кризиса на рынке экспресс-кредитования (pos-кредитования) тройку лидеров составляли банки «Русский стандарт», ХКФ Банк и банк «Ренессанс Капитал» (работает под брендом «Ренессанс Кредит»). Кредитование в точках продаж традиционно занимало значительную долю в их кредитных портфелях. Об этом свидетельствуют данные отчетности банков по МСФО. В первом полугодии 2008 года у ХКФ Банка доля pos-кредитов составляла 46,3%, «Ренессанс Кредита» — 42,7%, «Русского стандарта» — 23,1%. Более свежие данные банками пока не раскрываются. По данным ЦБ, в 2008 году физическим лицам было выдано кредитов на сумму 4017,2 млрд руб.
По словам участников рынка, в последние месяцы прошлого года объемы экспресс-кредитования резко сократились. Например, в той же «Техносиле» доля продаж в кредит от общего объема продаж снизилась с 25–30 до 10%. Представители торговых сетей признают, что заинтересованы сохранить сотрудничество с банкирами и ради этого готовы на пересмотр условий присутствия банков в торговых сетях (см. “Ъ” от 13 января). По словам директора Prosperity Capital Management Алексея Кривошапко, в текущей ситуации сети максимально заинтересованы в сохранении доли кредитных продаж. «Понятно, что из-за кризиса объем продаж в сетях снижается, а предлагаемые банками кредиты стимулируют спрос,— отмечает вице-президент по стратегии компании “Техносила” Леонид Тюкавкин.— Поэтому ритейлеры заинтересованы в том, чтобы вместо выбывающих банков их место занимали другие». В ОТП-банке вчера не стали обнародовать структуру финансовых взаимоотношений с «Техносилой», в том числе наличие и размер комиссии.
Переход новых игроков в самые крупные торговые сети может привести к смене лидеров экспресс-кредитования, констатируют банкиры. Передел рынка стал возможен после того, как осенью прошлого года один из его лидеров — банк «Ренессанс Капитал» — заморозил выдачу займов (см. материал на этой стр.). Леонид Тюкавкин подтвердил, что кредиты «Ренессанс Капитала» покупателям «Техносилы» больше недоступны. И несмотря на то что другие банки, входящие в число лидеров, продолжают сотрудничество с торговыми сетями, ряд игроков сейчас более активно наращивают продажу экспресс-кредитов. Так, в тендере «Техносилы» участвовали также Альфа-банк и банк «БПН Париба» с торговой маркой Cetelem. Представители этих банков вчера отметили, что используют кризис для усиления рыночных позиций. Руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-банка Алексей Марей заявил “Ъ”, что банк будет увеличивать долю коротких кредитов в своем портфеле. По словам руководителя направления маркетинговых коммуникаций «БНП Париба» Анны Георгиевой, стратегия работы банка с торговыми сетями не претерпела в связи с кризисом никаких изменений. «Мы продолжаем работать над увеличением доли в этом секторе розничного кредитования»,— отметила она. Представители «Русского стандарта» и ХКФ Банка не стали комментировать намерения конкурентов, отметив лишь, что продолжают сотрудничество с торговыми сетями и намерены удерживать свои позиции в этом сегменте рынка.
Банки делают акцент на короткие кредиты из-за сокращения сроков привлекаемых денег, говорит председатель правления Русского международного банка Роман Воробьев. Экспресс-кредиты традиционно считаются самыми дорогими для заемщиков и самыми доходными для банков, которые назначают повышенные проценты для минимизации рисков невозвратов.
Юлия Чайкина, Ирина Парфентьева, "Коммерсантъ"
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?