Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Банки перевоспитывают ритейлеров
Торговые сети вынуждены снижать комиссии за сотрудничество с ними
Попытки банкиров пролоббировать снижение комиссий от продажи кредитов торговым сетям стали давать плоды. По информации “Ъ”, условия сотрудничества с банками пересмотрели ряд ритейлеров, в том числе и из пятерки лидеров. По словам банкиров, торговые сети стали более сговорчивыми после того, как банки стали реально сокращать программы POS-кредитования из-за ужесточения политики регулятора.
Как выяснил “Ъ”, под давлением банкиров часть сетевых ритейлеров стала снижать комиссии для банков, выдававших POS-кредиты в точках их продаж. Уменьшение комиссий за продажу кредитов у части ритейловых партнеров подтвердили в банках «Ренессанс Кредит», ХКФ-банке, ОТП-банке, банке «Сетелем» и в Лето Банке. По оценкам директора департамента потребкредитования ХКФ-банка Александра Антоненко, комиссии сократились в среднем вдвое. «В частности, если раньше комиссия, которую ритейлер получал от банка, могла достигать 8–10% от суммы каждого выданного кредита, то сейчас комиссионные ставки снизились до 2–5%»,– подтверждает вице-президент банка «Ренессанс Кредит» Николай Тепляков.
Однако сильное снижение комиссий коснулось в первую очередь региональных игроков. Источник в одном из крупных банков на рынке POS-кредитования указывает, что основные игроки снизили комиссии в среднем на 10–15% (например, если комиссия была 7%, то стала 6,3-5,95%), тогда как «менее крупные игроки пошли на большие уступки». По словам господина Антоненко, ХКФ-банку удалось договориться с некоторыми ритейлерами из топ-5 о снижении комиссий в среднем на 30%.
Добиваться снижения ставок банкиров подтолкнули действия ЦБ по сдерживанию высокодоходного потребкредитования, говорят участники рынка. Напомним, в 2013 году регулятор ужесточил требования по резервированию необеспеченных кредитов физлицам, а также повысил коэффициенты риска по ним в зависимости от эффективных ставок. Уже тогда ведение переговоров с торговыми сетями о снижении комиссий либо намерение их начать подтверждали банки-лидеры рынка POS-кредитов – ХКФ-банк, ОТП-банк, Альфа-банк, «Ренессанс Кредит». Однако в прошлом году сети всерьез на уступки не шли. Да и сам рынок POS-кредитования, несмотря на жалобы банкиров, все же продолжал расти (во втором полугодии в среднем на 2,5% в месяц, по данным Frank Research Group).
В этом году условия ведения бизнеса для банкиров стали еще жестче. С начала года ЦБ снова повысил требования по резервам на возможные потери по ссудам, а со следующего года в полной мере заработает закон о потребкредитовании, запрещающий превышать средние рыночные ставки по кредитам более чем на 30%. Кроме того, с начала года рынок POS-кредитов стал ежемесячно сокращаться в среднем на 2,3%. «В этих условиях прежний размер комиссий со стороны крупных ритейлеров поставил под вопрос рентабельность этого продукта,– поясняет господин Тепляков.– Поэтому несколько месяцев назад “Ренессанс Кредит” перестал сотрудничать с “Техносилой”«. По оценкам господина Антоненко, порядка 20% продаж торговых сетей – товары, выданные в кредит. «В этих условиях ритейлерам выгоднее согласиться на снижение комиссий и сохранить сотрудничество с банками»,– полагает он.
Сами ритейлеры при этом либо не подтверждают понижение комиссий, либо отказываются от комментариев. В частности, в «Техносиле», «М.Видео», «Ситилинке» и в компании «Связной» заявили, что в этом году комиссии банков не пересматривались. По словам исполнительного вице-президента «Евросети» Виктора Луканина, «хотя с каждым из банков нас связывает своя, индивидуальная система взаимоотношений, в целом схемы взаимодействия у нас не изменились». «Но мы видим, как некоторые банки пытаются снизить давление на капитал за счет скоринга, снижая процент одобрений заявок на POS-кредитование»,– добавляет он. В «Эльдорадо», «Медиа Маркте» и «Юлмарте» от комментариев отказались.
Банкиры считают, что ритейлерам попросту невыгодно публично заявлять о снижении комиссий. «Банки работают с ритейлерами на разных условиях, поэтому, если один банк узнает о снижении комиссий ритейлером для других игроков, он, в свою очередь, может также потребовать скидку»,– считает менеджер банка топ-5 на рынке POS-кредитования.
Валерия Козлова, Ксения Дементьева, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.