Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Банки перевоспитывают ритейлеров
Торговые сети вынуждены снижать комиссии за сотрудничество с ними
Попытки банкиров пролоббировать снижение комиссий от продажи кредитов торговым сетям стали давать плоды. По информации “Ъ”, условия сотрудничества с банками пересмотрели ряд ритейлеров, в том числе и из пятерки лидеров. По словам банкиров, торговые сети стали более сговорчивыми после того, как банки стали реально сокращать программы POS-кредитования из-за ужесточения политики регулятора.
Как выяснил “Ъ”, под давлением банкиров часть сетевых ритейлеров стала снижать комиссии для банков, выдававших POS-кредиты в точках их продаж. Уменьшение комиссий за продажу кредитов у части ритейловых партнеров подтвердили в банках «Ренессанс Кредит», ХКФ-банке, ОТП-банке, банке «Сетелем» и в Лето Банке. По оценкам директора департамента потребкредитования ХКФ-банка Александра Антоненко, комиссии сократились в среднем вдвое. «В частности, если раньше комиссия, которую ритейлер получал от банка, могла достигать 8–10% от суммы каждого выданного кредита, то сейчас комиссионные ставки снизились до 2–5%»,– подтверждает вице-президент банка «Ренессанс Кредит» Николай Тепляков.
Однако сильное снижение комиссий коснулось в первую очередь региональных игроков. Источник в одном из крупных банков на рынке POS-кредитования указывает, что основные игроки снизили комиссии в среднем на 10–15% (например, если комиссия была 7%, то стала 6,3-5,95%), тогда как «менее крупные игроки пошли на большие уступки». По словам господина Антоненко, ХКФ-банку удалось договориться с некоторыми ритейлерами из топ-5 о снижении комиссий в среднем на 30%.
Добиваться снижения ставок банкиров подтолкнули действия ЦБ по сдерживанию высокодоходного потребкредитования, говорят участники рынка. Напомним, в 2013 году регулятор ужесточил требования по резервированию необеспеченных кредитов физлицам, а также повысил коэффициенты риска по ним в зависимости от эффективных ставок. Уже тогда ведение переговоров с торговыми сетями о снижении комиссий либо намерение их начать подтверждали банки-лидеры рынка POS-кредитов – ХКФ-банк, ОТП-банк, Альфа-банк, «Ренессанс Кредит». Однако в прошлом году сети всерьез на уступки не шли. Да и сам рынок POS-кредитования, несмотря на жалобы банкиров, все же продолжал расти (во втором полугодии в среднем на 2,5% в месяц, по данным Frank Research Group).
В этом году условия ведения бизнеса для банкиров стали еще жестче. С начала года ЦБ снова повысил требования по резервам на возможные потери по ссудам, а со следующего года в полной мере заработает закон о потребкредитовании, запрещающий превышать средние рыночные ставки по кредитам более чем на 30%. Кроме того, с начала года рынок POS-кредитов стал ежемесячно сокращаться в среднем на 2,3%. «В этих условиях прежний размер комиссий со стороны крупных ритейлеров поставил под вопрос рентабельность этого продукта,– поясняет господин Тепляков.– Поэтому несколько месяцев назад “Ренессанс Кредит” перестал сотрудничать с “Техносилой”«. По оценкам господина Антоненко, порядка 20% продаж торговых сетей – товары, выданные в кредит. «В этих условиях ритейлерам выгоднее согласиться на снижение комиссий и сохранить сотрудничество с банками»,– полагает он.
Сами ритейлеры при этом либо не подтверждают понижение комиссий, либо отказываются от комментариев. В частности, в «Техносиле», «М.Видео», «Ситилинке» и в компании «Связной» заявили, что в этом году комиссии банков не пересматривались. По словам исполнительного вице-президента «Евросети» Виктора Луканина, «хотя с каждым из банков нас связывает своя, индивидуальная система взаимоотношений, в целом схемы взаимодействия у нас не изменились». «Но мы видим, как некоторые банки пытаются снизить давление на капитал за счет скоринга, снижая процент одобрений заявок на POS-кредитование»,– добавляет он. В «Эльдорадо», «Медиа Маркте» и «Юлмарте» от комментариев отказались.
Банкиры считают, что ритейлерам попросту невыгодно публично заявлять о снижении комиссий. «Банки работают с ритейлерами на разных условиях, поэтому, если один банк узнает о снижении комиссий ритейлером для других игроков, он, в свою очередь, может также потребовать скидку»,– считает менеджер банка топ-5 на рынке POS-кредитования.
Валерия Козлова, Ксения Дементьева, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?