Декоративное изображение
2 522

Поделиться

Банк России рассчитается за Visa и MasterCard

Как у ЦБ за пазухой

Реформа российской платежной системы и пересмотр роли в ней международных платежных систем (МПС) на фоне санкций может оказаться глубже, чем предполагалось. Visa и MasterCard в России могут утратить не только право на собственный клиринг и процессинг, но и лишиться самостоятельности в выборе расчетных банков. Эту функцию, по данным “Ъ”, также предлагается замкнуть на ЦБ. И если МПС такое избавление от значительной части ответственности в непростой геополитической ситуации даже выгодно, то Сбербанк и ВТБ, сейчас выполняющие функции расчетных центров для Visa и MasterCard, это может лишить части бесплатных пассивов. Кроме того, перенастройка IT-систем банков–участников МПС может затянуть сроки самой реформы.

О том, что в результате антисанкционной реформы российской национальной платежной системы крупнейшие игроки Visa и MasterCard могут перевести под контроль Центробанка не только процессинг и клиринг, как изначально планировалось, но и расчеты, “Ъ” сообщили три источника, знакомые с ситуацией. «Это предусматривает проект обсуждаемого сейчас трехстороннего соглашения международных платежных систем (МПС.– “Ъ”), Национальной системы платежных карт (НСПК.– “Ъ”) и Банка России»,– говорит один из собеседников “Ъ”. «По этому соглашению, если оно будет реализовано, МПС будут выступать операторами, НСПК – выполнять функции процессинга и клиринга, а ЦБ – проводить расчеты между банками–участниками систем, то есть выступать расчетным банком для МПС»,– уточняет другой источник “Ъ”. Такая конфигурация означает, что из игры на этом рынке выходят крупнейшие российские госбанки – Сбербанк и ВТБ, сейчас выступающие расчетными центрами в России для MasterCard и Visa соответственно. Таким образом, реформа, начатая российскими властями после санкционной блокировки МПС карт ряда российских банков («Россия», СМП-банк) на фоне конфликта с Украиной, частично может затронуть и бизнес крупнейших российских игроков.

Интересно, что российское законодательство вопрос о том, какие структуры могут быть расчетными центрами МПС, не регулирует. Антисанкционными поправками, внесенными в закон «О национальной платежной системе», прямо регламентирован лишь вопрос о платежном и клиринговом центрах МПС, указывают эксперты. Согласно поправкам, банки, эмитирующие карты МПС, как и сами МПС, «обязаны получать услуги от операционного и платежного клирингового центра НСПК (контролируется Центробанком.– “Ъ”)». Между тем речь идет о достаточно крупных суммах в виде остатков на счетах банков–участников международных платежных систем, которые в описанном варианте взаимодействия будут выведены из Сбербанка и ВТБ, отмечает предправления НП НПС Алма Обаева. «Нигде не написано, что Банк России должен быть еще и расчетным банком для МПС»,– говорит она. «Автоматически из поправок к закону это не следует»,– согласен и председатель совета директоров платежной системы «Золотая корона» Николай Смирнов.

Это идея ЦБ, пока вопрос обсуждается, окончательного решения нет, указывают источники “Ъ”. Но по их словам, учитывая заинтересованность регулятора в реализации именно такого сценария, которая появилась уже при новом руководстве платежного блока регулятора (летом его возглавила в ранге зампреда Банка России выходец из Росбанка Ольга Скоробогатова.– “Ъ”), вероятность смены расчетных банков Visa и MasterCard очень высока. Официально в международных платежных системах этот вопрос не комментируют. Впрочем, источники “Ъ” указывают, что МПС не готовы вступать в противоречия с Банком России. Более того, в какой-то мере передача функций расчетного банка Центробанку даже облегчает МПС работу в России в условиях санкций. «Если бы санкции в отношении госбанков оказались такими же жесткими, как в отношении СМП-банка и банка “Россия”, Visa и MasterCard не смогли бы общаться со своими расчетными банками, направлять им распоряжения о проведении расчетов между своими участниками, и приостановились бы операции вообще по всем картам МПС в стране»,– говорит один из источников “Ъ”.

В самом Банке России на запрос “Ъ” ответили уклончиво, но отрицать информацию источников “Ъ” не стали.

«В соответствии с законом ”О национальной платежной системе”, ЦБ продолжает работу по организации завершения расчетов между кредитными организациями–участниками МПС по корреспондентским счетам, открытым этим кредитным организациям в ЦБ»,– заявили в пресс-службе регулятора.

Госбанки даже в качестве потенциально пострадавших сторон были немногословны. В пресс-службе ВТБ “Ъ” заявили, что «информации о таком решении со стороны Visa не поступало», отметив, что «оператор любой платежной системы, зарегистрированной на территории РФ, в соответствии с законом может принять решение о привлечении дополнительного расчетного центра или о его смене». В Сбербанке и вовсе предпочли воздержаться от комментариев на предмет возможной утраты статуса расчетного банка MasterCard.

Официально объем средств, размещенных в расчетных банках Visa и MasterCard банками–прямыми участниками этих МПС, не раскрывается. По оценкам участников рынка, таковых у Visa порядка 80 игроков, у MasterCard – около 100 (через них с МПС работают остальные банки – аффилированные члены Visa и MasterCard). Объем средств на счетах в расчетных банках МПС опрошенные “Ъ” эксперты оценивают с большим разбросом: от нескольких сотен миллионов долларов до $1 млрд на каждого. «Учитывая масштаб бизнеса указанных госбанков, на их позицию по ликвидности утрата этих средств не повлияет»,– говорит замдиректора группы «Рейтинги финансовых институтов» S&P Сергей Вороненко. Действительно, средства корпоративных клиентов на депозитах и расчетных счетах в Сбербанке и ВТБ исчисляются несколькими триллионами рублей. «Однако любая потеря бесплатных, а в данном случае еще и стабильных пассивов не позитивна, особенно в условиях дефицита ликвидности»,– заключает господин Вороненко.

При этом сокращением пассивов госбанков эффект от предложения ЦБ не ограничится, отмечают эксперты. «Смена расчетного банка – длительный и трудоемкий процесс: ведь каждому банку-участнику придется перенастраивать свои IT-системы»,– указывает господин Смирнов. Кроме того, продолжает он, самому ЦБ нужно научиться исполнять новую функцию, прописать все регламенты, порядок урегулирования споров между участниками расчетов и т. п. «Все это может существенно удлинить срок создания платежной системы в новой, неподвластной санкциям конфигурации, именно поэтому, когда в качестве антисанкционной меры МПС предлагалось работать не эксклюзивно через ЦБ, а через рыночных российских игроков, вопрос о смене Visa и MasterCard расчетных банков даже не поднимался»,– указывает господин Смирнов.

Ольга Шестопал, ИД «Коммерсантъ»

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами